Previous Page  74 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 74 / 162 Next Page
Page Background

74

Íåèçáåæíîñòü

рук. Остановилось всё, и понял я вдруг, что колокол звонит по всем нам, а не только

по тем, кого мы, вернувшись с кладбища, с пьяной слезой поминаем.

Короче, я теперь, в отличие от многих, знаю, что жизнь конечна. А собственной

жизни и вовсе осталось почти ничего. В пятьдесят лет с больным сердцем трудно

пробиваться в долгожители. И зачем? Профессия моя – писатель. Многие мои собра-

тья – или недруги – по перу нашим занятием гордятся. А я нет. Я не тщеславен. Я

давно усвоил две истины. Во-первых, литература не делает людей лучшими, чем они

есть. Иначе как могло разразиться кровопролитнейшее из кровопролитий в так назы-

ваемом цивилизованном мире после Толстого и Чехова? А я – это второе и главное

– не Чехов и не Толстой, я ординарный член союза писателей, которого в лучшем

случае издадут пару раз после смерти в порядке официальной благопристойности и

забудут в очередном поколении. Конечно, как и каждый одолеваемый писательским

зудом, я тоже мечтал о «главной» книге. Иногда эти сны возвращаются, и тогда я

стараюсь поскорее проснуться.

Чаще я думаю о прошлом. Вот и в этот рассветный час, наливая вторую рюмку,

я вспомнил светлый день и тёмные тени на большом столе во дворе под навесом из

винограда, выбеленную стену дома, крытого блестящим оцинкованным железом,

запах яблок, нарезанных на сушку, красные помидоры, выпотрошенных раков и

пивную пену на клеёнке в мелких жёлтых цветочках и, конечно же, людей за столом,

двенадцать человек – взрослых, стариков и детей. Семья моего деда, мой первый и

самый счастливый мир.

Этому воспоминанию больше сорока лет. Оно из самых ранних, маленькая тёплая

звёздочка в галактике клеток, населённых воспоминаниями, но иногда она по зако-

нам астрономии вспыхивает, как пульсар, и тогда на душе становится беспокойно и

смутно: было ли всё это – и запах яблок, и люди, полные надежд и забот?

Вопрос, конечно, риторический. Они были, а кое-кто ещё и сейчас жив, например

моя двоюродная сестра. Живёт она в Москве, работает в литературном архиве, вы-

читала там всю подноготную известных писателей, а меня, малоизвестного, лично

знает, и потому мнения о нас невысокого. Она худа, много курит, но к пьющим от-

носится враждебно и из всех живых существ предпочитает кошек. Мы с ней совсем

не понимаем друг друга и видимся крайне редко. Она не верит, что я давно не пью, и

время от времени присылает мне вырезки из газет о пагубном воздействии алкоголя.

Трудно представить, что эта жёлчная, красящая редкие седые волосы особа была

когда-то пухленькой девочкой с толстой рыжей косой, которая убеждённо уверяла

меня, что муравьи могут превращаться в крошечных добрых волшебников. Впрочем,

она и теперь, кажется, верит в переселение душ…

А я не верю. И не хочу перевоплощаться не только в жабу или вьючного осла,

но и в самого замечательного из людей. Даже в директора гастронома не хочу. А уж

тем более снова в писателя. Мне всегда стыдно встречаться с читателями. Я завидую

фокусникам. Ведь если фокусник даже самого настоящего кролика за уши из цилин-

дра вытащит, все знают, что это фокус, иллюзия. Писатель же выдумку напишет, а

люди её за правду жизни принимают, считают автора знатоком души человеческой.

Стыдно. Конечно, я не вру сознательно. Больше того, когда пишу, верю, что честно

пишу и правдиво, а вот перечитаю – и стыдно… Жвачка, прописные истины – од-

ним словом, пошлость. Новый наряд короля или Тришкин кафтан, шитый белыми

нитками домыслов. А как может быть иначе? Знаю ли я хоть самого себя? Или о тех

двенадцати, с кем меня жизнь со дня появления на свет связала, что я знаю? Кого из

далёкого прошлого вижу? Ведь для человека другие люди, даже самые близкие, а

часто именно они, за семью печатями. Они лишь окружают нас, чтобы мы их люби-

ли или враждовали с ними, чтобы они о нас заботились или мы о них; нам хочется,

чтобы им было хорошо или плохо. Но вот узнать их, узнать не для того, чтобы помочь