Previous Page  68 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 68 / 162 Next Page
Page Background

68

духовных маяков если и не мертвы, то мертвенно безразличны и беспомощны при

ориентации в житейском океане.

Именно поэтому искусство с его колдовской способностью оживлять прошлое,

и тем самым оказывать огромное влияние на настоящее и будущее, всегда было и

будет одной из главных арен политической борьбы. А имена художников, под кистью

которых традиции народа предстают наиболее живыми, всегда были и будут объ-

ектом нападок со стороны политиканствующих культуртрегеров всех мастей и их

бездумных прислужников.

Это прекрасно понимали мыслящие люди всех времён и народов.

Напомню лишь двух российских.

«Государственное правило, — писал Карамзин, — ставит уважение к предкам в

достоинство гражданину образованному».

То есть воспитание уважения к прошлому, к предкам и их славе Карамзин возво-

дил в ранг государственной политики.

«Уважение к именам, освящённым славою, есть... первый признак ума просве-

щённого, — вторил ему Пушкин. — Позорить их дозволяется токмо ветреному

невежеству, как некогда по указу эфоров одним хиосским жителям дозволено было

пакостить».

*

И, наоборот, лишь «дикость, подлость и невежество не уважает про-

шедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». А «невежественное презрение ко

всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком и слепое пристрастие

к новизне» он считал характерными лишь для «истинных представителей полупро-

свещения».

С учётом сказанного выше уже не покажутся чрезмерным преувеличением стро-

ки поэта В. Фирсова:

Россия в почётном стоит карауле,

Успев на века постареть.

Россия не верит, что Шолохов умер.

А если поверит, что Шолохов умер,

То, значит, и ей суждено умереть.

Конечно же, всякий понимает, что это всё-таки — поэзия. Россия, безусловно,

не умрёт вместе с Шолоховым, как не умерла она с Пушкиным, Гоголем, Толстым,

Достоевским... Но точно так же каждый должен понимать: Россия Пушкина, Гого-

ля, Толстого... и Шолохова (которых справедливо ставят в один ряд) — это одно. А

Россия Солженицына, Бродского, Войновича и пр. — это нечто иное. И может быть,

даже уже и не Россия вовсе.

Найдутся умники, которые если и не скажут вслух, то подумают: «Ну, и хорошо!»

Не стану с ними спорить. Я никого не хочу ни обидеть, ни возвысить, ни унизить

друг перед другом. Я просто констатирую факт и надеюсь на понимание.

* Унас, как известно, вместо указа эфоров существует «свобода слова», которая не только «ветреному

невежеству», но и продажному полупросвещению, и злобствующей высокообразованности, и всем,

кому не лень, дозволяет «всенародно пакостить» в адрес российского прошлого, где, когда и сколько