Previous Page  171 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 171 / 186 Next Page
Page Background

171

ДОН_новый 15/3-4

2. Содержание

Книга рассказывает об американском рыбаке Гарри Моргане, который, в

силу обстоятельств, становится контрабандистом. Повествование относится

к 30-м годам XX в., действие происходит на Кубе и в США.

В первой части («Весна») герой пытается «жить по закону». Его нанима-

ют для рыбалки богачи, чем он и зарабатывает на жизнь. Последний клиент

фактически обворовывает рыбака. Гарри вынужден принять предложение

на перевозку китайцев с Кубы в США. Спасая китайцев, Гарри убивает ор-

ганизатора перевозки.

Во второй части («Осень») Гарри перевозит контрабандное спиртное в

США. Последний рейс оказался неудачным: герой теряет руку, лодку кон-

фискуют.

В третьей части («Зима») Гарри нанят для бегства «революционеров»,

которые грабят банк и везут деньги на Кубу. Опасаясь за свою жизнь, Гарри

убивает террористов, но и сам получает ранение. В больнице он умирает.

3. Размышления

Название романа... «Иметь и не иметь» — а что именно? Что иметь и

что не иметь? Здесь Хемингуэй «включает нам мозги». И читатель найдёт

в романе массу обоснований такого названия: от социального неравенства

до счастья.

Почему Хемингуэй убил Гарри Моргана? Автор ведь мог спокойно при-

лепить к роману «хэппи енд»: засыпающий от усталости хирург вручает

пулю жене («Пусть носит пулю на груди на цепочке...»), радость, лобзания,

кругленький счёт в банке, новенький дом, новая лодка, уверенное будущее,

бесплатная выпивка в баре пожизненно...

А ведь такой сюжетный ход в романе был намечен (об этом думает и сам

Гарри, и его вдова...)

Но герой умирает. И банально подчёркивает одну из ключевых идей Хе-

мингуэя: «Жизнь — тяжела, мучительна и беспросветна, но её надо пройти

от начала и до конца. А в конце нет ничего, кроме смерти».

Таков герой Хемингуэя.

И разве такой роман может считаться «удачным»?! И в XX веке, и в со-

временном обществе потребления подобные финалы и подобные идеи не при-

ветствуются. Сейчас (в силу опять же естественных обстоятельств) истории

принято раскрашивать весёленьким и лакировать, и жизнь перестаёт казаться

«беспросветной»; романы должны нести только положительные эмоции,

особенно после ужасных событий.

Ещё, любопытно: в романе с читателем происходит странная метамор-

фоза. Герой Хемингуэя — по поступкам, взглядам — не должен внушать

симпатий, но я как читатель почему-то сопереживаю Моргану, дико сопро-

тивляясь этому чувству.

4. О романе

Роман странный. Неровный, дёрганый, неловко слепленный из трёх разных