171
ДОН_новый 15/3-4
2. Содержание
Книга рассказывает об американском рыбаке Гарри Моргане, который, в
силу обстоятельств, становится контрабандистом. Повествование относится
к 30-м годам XX в., действие происходит на Кубе и в США.
В первой части («Весна») герой пытается «жить по закону». Его нанима-
ют для рыбалки богачи, чем он и зарабатывает на жизнь. Последний клиент
фактически обворовывает рыбака. Гарри вынужден принять предложение
на перевозку китайцев с Кубы в США. Спасая китайцев, Гарри убивает ор-
ганизатора перевозки.
Во второй части («Осень») Гарри перевозит контрабандное спиртное в
США. Последний рейс оказался неудачным: герой теряет руку, лодку кон-
фискуют.
В третьей части («Зима») Гарри нанят для бегства «революционеров»,
которые грабят банк и везут деньги на Кубу. Опасаясь за свою жизнь, Гарри
убивает террористов, но и сам получает ранение. В больнице он умирает.
3. Размышления
Название романа... «Иметь и не иметь» — а что именно? Что иметь и
что не иметь? Здесь Хемингуэй «включает нам мозги». И читатель найдёт
в романе массу обоснований такого названия: от социального неравенства
до счастья.
Почему Хемингуэй убил Гарри Моргана? Автор ведь мог спокойно при-
лепить к роману «хэппи енд»: засыпающий от усталости хирург вручает
пулю жене («Пусть носит пулю на груди на цепочке...»), радость, лобзания,
кругленький счёт в банке, новенький дом, новая лодка, уверенное будущее,
бесплатная выпивка в баре пожизненно...
А ведь такой сюжетный ход в романе был намечен (об этом думает и сам
Гарри, и его вдова...)
Но герой умирает. И банально подчёркивает одну из ключевых идей Хе-
мингуэя: «Жизнь — тяжела, мучительна и беспросветна, но её надо пройти
от начала и до конца. А в конце нет ничего, кроме смерти».
Таков герой Хемингуэя.
И разве такой роман может считаться «удачным»?! И в XX веке, и в со-
временном обществе потребления подобные финалы и подобные идеи не при-
ветствуются. Сейчас (в силу опять же естественных обстоятельств) истории
принято раскрашивать весёленьким и лакировать, и жизнь перестаёт казаться
«беспросветной»; романы должны нести только положительные эмоции,
особенно после ужасных событий.
Ещё, любопытно: в романе с читателем происходит странная метамор-
фоза. Герой Хемингуэя — по поступкам, взглядам — не должен внушать
симпатий, но я как читатель почему-то сопереживаю Моргану, дико сопро-
тивляясь этому чувству.
4. О романе
Роман странный. Неровный, дёрганый, неловко слепленный из трёх разных