Previous Page  123 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 123 / 224 Next Page
Page Background

123

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

—Так и тут же есть, кому сказать! Писателю-мастеру, слово которого уже

принято. Читателю. Что уж мы, все такие дремучие?

— Только кто тебе даст слово? — вставлял Игорь. — Литература должна

быть многообразной, — сколько писателей, столько читателей с разными

вкусами. Зря массы обижают, они всегда сумеют отделить настоящее...

Споры были интересными, но, обычно, ни к чему не приводили. Мы, ко-

нечно, многого ещё не понимали, судили излишне резко и не всегда справед-

ливо. Если великих «убивают», то зачем такая критика, какой бы хорошей

она ни прикидывалась?..

Солнце заглядывало в узкие окна библиотеки, косыми лучами щупало

книжные полки, золотило корешки книг. Мы умолкали и смотрели на Нику.

Наплывало такое ощущение, будто мы её обидели. Что за мука: вместо кого-то

слушать упрёки, глотать обвинения? И мы уже готовы были извиняться.

Но Ника хотела, чтобы мы мыслили, и потому терпела.

6.

В воскресенье полдня свободных, и после обеда мы опять топаем в библио-

теку. Узкая снеговая дорожка к клубу меж двух накладных сугробов утрамбо-

вана солдатскими подошвами до желтизны. Бежим в одних гимнастерках, и

мороз на ходу облизывает короткие волосы, до красноты растирает щёки.

Книжные полки светлого, грубого дерева, пахнут высушенными стружка-

ми, пылью и конторским клеем. И ещё — детством. Класса со второго я уже

бегал по библиотекам, и запахи эти врезались в память.

Копаться на книжных полках и что-то выискивать стало в эту первую

армейскую зиму нашим любимым занятием. Иногда кто-нибудь находит

редкое и подходящее нам, — книга тут же пролистывается, чуток обсужда-

ется и забирается из библиотеки, чтобы поочередно быть прочитанной. Но

даже просто так, найти, подержать в руках старого друга, что-то вспомнить,

прочесть пару абзацев, когда чувствуешь, что незачем спешить, когда мысли

твои свободны, как ветер в степи, — даже так для нас это удовольствие, и

оно растягивается нами до самого ужина.

—Вот, смотри, Вовчик. —Саня спустился с библиотечной лесенки. —Ка-

жется, это то. «Праздник, который всегда с тобой». Эрнест Хемингуэй.

Я взял у него тоненькую, в затрепанном переплёте книжку. Вчера, в суб-

боту, в клубе показывали «Снега Килиманджаро». Чем-то новым дохнул

на нас этот фильм, наверное, мужеством, но не тем геройским мужеством,

которое проявляют в силу необходимости и обязательно для чего-то — так

внушали нам с детства, а просто мужеством, свойственным обыкновенной

человеческой порядочности. Фильм был по рассказам Эрнеста Хемингуэя,

которого, как оказалось, никто из нас не читал, — это сразу же породило

поиски.

Конечно, мы слышали о Хемингуэе, но только отдалённо, по газетным за-

меткам, что ли, или с чьих-то слов, не помню. Тогда, кроме, пожалуй, Марка

Твена, О´Генри да Джека Лондона, американцев у нас не слишком жаловали,

а тем более — рекомендовали. Где-то ещё прятались Скотт Фицджеральд и

Ирвинг Стоун и многие другие, и вот мы столкнулись с Хемингуэем.