Previous Page  120 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 120 / 224 Next Page
Page Background

120

Êðàñíûå îãíè

ставала ещё где-то, если мы спрашивали, а таких в библиотеке не было. Мы

считали себя читающим народом, проглотили немало книг на гражданке, и,

как оказалось, не все одни и те же. И здесь, с помощью друг друга, пользова-

лась размеренной жизнью и добирали, добирали, с каждым таким добором

чувствуя, как всё больше не хватает нам. Ника старалась для нас, наверное,

это ей приносило радость.

— Знаете, Нина Николаевна, — сказал как-то Игорь, — если бы в школе

преподавали литературу, а не литературоведение, все эти книги мы прочита-

ли бы ещё дома.

Ника тряхнула чёрной стрижкой, подняла от стола пушистые ресницы

— приготовилась слушать.

— Школьной программой, как нарочно, отбивают у детей охоту читать,

— продолжал Игорь. — Берут у писателя или самое сложное, или самое не-

понятное. Ну, скажите, зачем восьмикласснику забивать голову «Мертвыми

душами», если у Гоголя есть «Вечера...»? Придёт время, и человек, любя

Гоголя, сам осмыслит эти «Души»...

— А Чехов? — подключился Саня. — Дай бог каждому познать всего

Чехова, многие ведь останавливаются на «Толстом и тонком» да «Хамелео-

не». И так возьмите любого...

Ника хитро улыбалась и молчала. Она скажет ещё свое слово, а мы уже

заводились.

—Шустряки, — продолжал Игорь. — Лепят за литературу пары, пугают

детей. Заставляют шпарить по учебнику. Флоринский всё, мол, знает, а вы

талдоньте вслед за ним. У него чётко расписано: что и как! В чём «идейные

достоинства». Так что, долби слово в слово, как законы физики. И никакой

отсебятины! А чтобы имел хоть какое-то понятие, о чём талдонишь, тебе

дадут кусочек в хрестоматии.

— Согласна, согласна, мальчики, — запротестовала Ника. — Вас надо

срочно в Академию педагогических паук. Вы бы там навели порядок!

— А что? — сказал Саня.

— Да, вы правы. — Ника уже не смеялась. — Литературу надо читать и

осмысливать, а не заучивать чужие слова, хоть и в учебниках. Она не долж-

на быть зажата нормативными рамками, это не чертёж, по которому строят

типовые дома.

— Рамки, схемы — это удобно, — вмешался в разговор я. — Техника

безопасности кой для кого...

Я вспомнил наши уроки литературы в техникуме. Вела их Валентина

Сергеевна, интеллигентка, как говорится, до мозга костей. И нам не верилось,

что она просто по возрасту не могла

УЧИТЬСЯ

в гимназии, — мы видели в ней

гимназистку, считали, что так оно и было, а потом она училась в каком-ни-

будь закрытом пансионе или университете, где главными предметами были

искусство, изысканные манеры и культура.

Она отлично знала русскую литературу. Но к таким мыслям подталкивали

ещё и внешность Валентины Сергеевны, её голос. Пышные белые локоны,

похожие на букли, тонкие черты лица, длинные, нервные пальцы, безупреч-

ная манера одеваться. Слова она произносила тихо и чётко, с безукоризненно