122
Êðàñíûå îãíè
Кто-то же должен изучать великих. Хотя бы для потомства, — серьёзнела
Ника. — И книги бывают разные, их тоже кто-то пишет, а они ой как порой
бывают необходимы.
— Не, я не против, — не сдавался Саня. — Ну, написал кто-то книгу,
скажем, о Пушкине, сдал в библиотеку, берите, читайте, что ещё? А их вон
сколько: пушкинисты, лермонтисты, ещё кто?..
— Если б всё было так просто, то и спорить было бы не о чем. Всё это
очень необходимо. Наше всеобщее богатство — культура — накапливалось
по крохам. Только тогда оно богатство, когда объёмно. Может, не всё в нём
ценно, это правильно, но уж фундамент — по кирпичику.
—А нельзя ли этот фундамент, ну, скажем, просто так, из любви? — спра-
шивал Саня.
— Ты что? Это же ненаучно! Какая ж наука без кандидатов и докторов?
И без манэй? Стоять будет, засохнет, если просто так. Чтобы изучить одну
книгу — институт нужен.
— Уймитесь, мальчики. Чтобы рассуждать о чём-то, надо его хорошо
знать, а мы с вами, к сожалению, плаваем на поверхности.
— А собственное мнение! — восклицал Саня.
—Собственное мнение —шёпотом, — говорил я и смотрел на Нику. Она
опять улыбалась, и мы понимали её.
Но униматься не хотели. Именно — для Ники. В следующий раз Игорь
заводил спор о критике.
— Вы знаете, Нина Николаевна, критики — это те дяди и тёти, которые
знают всё, но сами ничего не умеют.
— Да? — говорила Ника. — Но без критики нельзя. Вспомните: Белинс-
кий, Добролюбов.
— Белинский? — опять вмешивался заводной Саня. — Он что, кончал
институт по этой специальности?
— Нет, по-видимому.
—Ну?! — торжествующе подводил черту Игорь. —Что из этого следует?
Что без критики нельзя. Но критика не зоотехния, которой нужно специаль-
но учиться, чтобы не подох скот. Корочки получил — критик, нет — кати
мимо. Потому что без них ты баран в литературе. И писатель, и читатель.
Того, так вообще за пустое место признают, вроде пишут не для него. А вот
с корочками и карты в руки, — лепи, чему научили, и ни шагу в сторону.
Кого надо — возвысим, кого надо — раздавим, и всё с очень учёными моти-
вировками. Так, мол, и так.
— Если хвалят, значит, дрянь, если хают — надо читать. Это уже закон!
— ехидно подписывался Саня.
— Критика, мальчики, не только наблюдает, она ещё и соблюдает. Здесь
вы правы немножко, — говорила Ника и склонялась над формулярами.
— Ка-анешно, Нина Николаевна. Давайте, лопая сдобные булочки, нач-
нём учить, как сеять зерно и месить тесто того, кто этот хлеб растит, мелет
муку и печёт булки.
— Этому мы его научить не можем, но сказать, вкусными ли они получи-
лись или нет, тут вполне в состоянии. Даже ты, Саня.