Previous Page  122 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 122 / 224 Next Page
Page Background

122

Êðàñíûå îãíè

Кто-то же должен изучать великих. Хотя бы для потомства, — серьёзнела

Ника. — И книги бывают разные, их тоже кто-то пишет, а они ой как порой

бывают необходимы.

— Не, я не против, — не сдавался Саня. — Ну, написал кто-то книгу,

скажем, о Пушкине, сдал в библиотеку, берите, читайте, что ещё? А их вон

сколько: пушкинисты, лермонтисты, ещё кто?..

— Если б всё было так просто, то и спорить было бы не о чем. Всё это

очень необходимо. Наше всеобщее богатство — культура — накапливалось

по крохам. Только тогда оно богатство, когда объёмно. Может, не всё в нём

ценно, это правильно, но уж фундамент — по кирпичику.

—А нельзя ли этот фундамент, ну, скажем, просто так, из любви? — спра-

шивал Саня.

— Ты что? Это же ненаучно! Какая ж наука без кандидатов и докторов?

И без манэй? Стоять будет, засохнет, если просто так. Чтобы изучить одну

книгу — институт нужен.

— Уймитесь, мальчики. Чтобы рассуждать о чём-то, надо его хорошо

знать, а мы с вами, к сожалению, плаваем на поверхности.

— А собственное мнение! — восклицал Саня.

—Собственное мнение —шёпотом, — говорил я и смотрел на Нику. Она

опять улыбалась, и мы понимали её.

Но униматься не хотели. Именно — для Ники. В следующий раз Игорь

заводил спор о критике.

— Вы знаете, Нина Николаевна, критики — это те дяди и тёти, которые

знают всё, но сами ничего не умеют.

— Да? — говорила Ника. — Но без критики нельзя. Вспомните: Белинс-

кий, Добролюбов.

— Белинский? — опять вмешивался заводной Саня. — Он что, кончал

институт по этой специальности?

— Нет, по-видимому.

—Ну?! — торжествующе подводил черту Игорь. —Что из этого следует?

Что без критики нельзя. Но критика не зоотехния, которой нужно специаль-

но учиться, чтобы не подох скот. Корочки получил — критик, нет — кати

мимо. Потому что без них ты баран в литературе. И писатель, и читатель.

Того, так вообще за пустое место признают, вроде пишут не для него. А вот

с корочками и карты в руки, — лепи, чему научили, и ни шагу в сторону.

Кого надо — возвысим, кого надо — раздавим, и всё с очень учёными моти-

вировками. Так, мол, и так.

— Если хвалят, значит, дрянь, если хают — надо читать. Это уже закон!

— ехидно подписывался Саня.

— Критика, мальчики, не только наблюдает, она ещё и соблюдает. Здесь

вы правы немножко, — говорила Ника и склонялась над формулярами.

— Ка-анешно, Нина Николаевна. Давайте, лопая сдобные булочки, нач-

нём учить, как сеять зерно и месить тесто того, кто этот хлеб растит, мелет

муку и печёт булки.

— Этому мы его научить не можем, но сказать, вкусными ли они получи-

лись или нет, тут вполне в состоянии. Даже ты, Саня.