11
ÄÎÍ_íîâûé 13/1
А на Всемирный Русский Народный Собор в церковь они пришли, хотя обстановка
в стране была напряжённой; наверное, это был очень представительный сбор
различных политических групп, многие из которых учились говорить и слушать
оппонента. Это были представители крупнейших парламентских партий и движений:
«Союз» (Н. Рыжков), «Наш дом — Россия» (В. Черномырдин), КПРФ (Г. Зюганов),
ЛДПР (В. Жириновский), «Отечество» (Ю. Лужков), «Женщины России» (А.
Федулова), «Яблоко» (Явлинский), «Российский общенародный союз» (С. Бабурин),
«За гражданское достоинство» (Э. Панфилова, «Кедр» (А. Панфилов) и другие.
Это был представительный форум, на котором звучало много важного, и с тех пор
в программах и заявлениях почти всех партий стали появляться статьи и положения
о России, русском народе о национальном самосознании и культуре. Правда, часто
лишь формальные.
Ну, я не могу не сказать о губернаторах, многие из которых понимали роль
Всемирного Русского Народного Собора. Отделения Собора были созданы в
Волгограде (губернаторМаксюта), Белгороде (губернатор Е. Савченко, много внесший
в практику служения России), Смоленске (где губернатор, который крестился уже
будучи взрослым человеком, сказал важные слова: «Наконец-то я заговорил языком
собственного народа»). Но, что касается духовных особ, я не касаюсь их духовного
сана и не могу давать им оценку — это делает Патриархия. Но не могу не сказать о
тех, с кем мы, ВРНС, сотрудничали, получали поддержку на протяжении ряда лет.
Это, конечно же, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, много
сделавший для прославления святого праведного адмирала Фёдора Ушакова; это —
митрополит ЧелябинскийФеофан вМагадане, Ставрополе и Челябинске, помогавший
соборянам; митрополит Иннокентий, приехавший из Читы и находящийся ныне в
Париже для немало добрых наущений в наших делах. Это—митрополит Калужский
и Боровский Климент, выступавший на многих соборных мероприятиях; митрополит
Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, словом и мыслью которого мы не раз
ободрялись в Екатеринбурге, Туле и Ярославле. Я не могу не сказать о двух блестящих
пастырях архимандритах Сретенского монастыря Тихоне и Свято-Даниловского
монастыря Алексии, на чьи плечи и мудрость мы не раз опирались. Называть можно
многих, но весь путь с Собором прошёл отец Всеволод Чаплин, вначале как его
участник, внимательный редактор, а теперь, став заведующий отделом Патриархии
по связи с общественностью, уже и нашим «начальником», заместителем Главы
Всемирного Русского Народного Собора.
В общем, я называю лишь малую часть наших помощников и соборян.
III. Да, хотелось бы видеть себя продолжателем лучших общественных традиций.
Ну, например, Собор примирения 1549 года. Его тоже не следует забывать и
относиться, как к исторической игрушке. Другие, конечно, времена, другие нравы.
Но многие правы, что взамен дубины (а не существа «прав человек») появилось
страшное «чудище поганое» — взятка. Но это знакомое чудище; при Петре I была
порка за взятки, позднее были и ссылки, но явление укоренилось, хотя пригасилось
в советские годы.
Но вот в 90-е годы опять расцвело на всех уровнях. Тут должны быть и закон,
и совесть. Закон должен быть беспощадным и видным всему обществу, а совесть
должна не утихать. Дома, в семье, в школе, на работе, в СМИ. А то ведь…Помните
слова бывшего мэра Москвы Гавриила Попова: «Мы должны проявлять больше
хамства». — Ну, где тут до совести? А что касается предложения взять пример с
Собора 1549 года, когда он объявил борьбу со взяточничеством, коррупцией, то
Собор всегда был против коррупции. Внесите данный вопрос в президиум Собора
— я за его обсуждение и за решительную борьбу со злом.