Previous Page  11 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 162 Next Page
Page Background

11

ÄÎÍ_íîâûé 13/1

А на Всемирный Русский Народный Собор в церковь они пришли, хотя обстановка

в стране была напряжённой; наверное, это был очень представительный сбор

различных политических групп, многие из которых учились говорить и слушать

оппонента. Это были представители крупнейших парламентских партий и движений:

«Союз» (Н. Рыжков), «Наш дом — Россия» (В. Черномырдин), КПРФ (Г. Зюганов),

ЛДПР (В. Жириновский), «Отечество» (Ю. Лужков), «Женщины России» (А.

Федулова), «Яблоко» (Явлинский), «Российский общенародный союз» (С. Бабурин),

«За гражданское достоинство» (Э. Панфилова, «Кедр» (А. Панфилов) и другие.

Это был представительный форум, на котором звучало много важного, и с тех пор

в программах и заявлениях почти всех партий стали появляться статьи и положения

о России, русском народе о национальном самосознании и культуре. Правда, часто

лишь формальные.

Ну, я не могу не сказать о губернаторах, многие из которых понимали роль

Всемирного Русского Народного Собора. Отделения Собора были созданы в

Волгограде (губернаторМаксюта), Белгороде (губернатор Е. Савченко, много внесший

в практику служения России), Смоленске (где губернатор, который крестился уже

будучи взрослым человеком, сказал важные слова: «Наконец-то я заговорил языком

собственного народа»). Но, что касается духовных особ, я не касаюсь их духовного

сана и не могу давать им оценку — это делает Патриархия. Но не могу не сказать о

тех, с кем мы, ВРНС, сотрудничали, получали поддержку на протяжении ряда лет.

Это, конечно же, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, много

сделавший для прославления святого праведного адмирала Фёдора Ушакова; это —

митрополит ЧелябинскийФеофан вМагадане, Ставрополе и Челябинске, помогавший

соборянам; митрополит Иннокентий, приехавший из Читы и находящийся ныне в

Париже для немало добрых наущений в наших делах. Это—митрополит Калужский

и Боровский Климент, выступавший на многих соборных мероприятиях; митрополит

Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, словом и мыслью которого мы не раз

ободрялись в Екатеринбурге, Туле и Ярославле. Я не могу не сказать о двух блестящих

пастырях архимандритах Сретенского монастыря Тихоне и Свято-Даниловского

монастыря Алексии, на чьи плечи и мудрость мы не раз опирались. Называть можно

многих, но весь путь с Собором прошёл отец Всеволод Чаплин, вначале как его

участник, внимательный редактор, а теперь, став заведующий отделом Патриархии

по связи с общественностью, уже и нашим «начальником», заместителем Главы

Всемирного Русского Народного Собора.

В общем, я называю лишь малую часть наших помощников и соборян.

III. Да, хотелось бы видеть себя продолжателем лучших общественных традиций.

Ну, например, Собор примирения 1549 года. Его тоже не следует забывать и

относиться, как к исторической игрушке. Другие, конечно, времена, другие нравы.

Но многие правы, что взамен дубины (а не существа «прав человек») появилось

страшное «чудище поганое» — взятка. Но это знакомое чудище; при Петре I была

порка за взятки, позднее были и ссылки, но явление укоренилось, хотя пригасилось

в советские годы.

Но вот в 90-е годы опять расцвело на всех уровнях. Тут должны быть и закон,

и совесть. Закон должен быть беспощадным и видным всему обществу, а совесть

должна не утихать. Дома, в семье, в школе, на работе, в СМИ. А то ведь…Помните

слова бывшего мэра Москвы Гавриила Попова: «Мы должны проявлять больше

хамства». — Ну, где тут до совести? А что касается предложения взять пример с

Собора 1549 года, когда он объявил борьбу со взяточничеством, коррупцией, то

Собор всегда был против коррупции. Внесите данный вопрос в президиум Собора

— я за его обсуждение и за решительную борьбу со злом.