Previous Page  13 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 162 Next Page
Page Background

13

ÄÎÍ_íîâûé 13/1

на Западе стали искать опору в решениях Русского Собора, выступлениях патриарха

Алексия и митрополита Кирилла. Я присутствовал, выступал с докладом о роли

литературы на конференции в Вене, которую организовали европейские католические

и другие религиозные организации. Конференция пригласила митрополита, с которым

была большая делегация наших священников, докторов наук, специалистов в области

Веры, юриспруденции, культуры. Конференция носила удивительное, обращённое

к обществу и властям название «Верните душу Европе». В докладах и сообщениях

западных коллег звучали довольно резкие слова и заявления. Например, «Европа

представляет из себя колосс на тонких духовных ножках», или «Мы кричим, что

варвары на границе Европы, а они в наших СМИ и правительствах». И это ведь

говорили не левые, пророссийские политики, а западные богословы и культурологи,

каждый раз раскрывая агрессивность и бесцеремонность в так называемых правах

человека. Так что, о решениях Собора узнавали всё шире и шире. Да, тем более, что

Собор ассоциировался при ООН и в европейских организациях.

Так, совершенно уникальной была Соборная встреча «Вера и знание». Впервые

в истории России за столом президиума и в зале заседания были Патриарх (Алексий

II) и президент Академии наук (Ю. Осипов), митрополит Кирилл и министр науки и

технологий Фортов, многочисленные учёные, академики, доктора наук, владыки и

другие священники, люди церкви и науки. Заседание проходило в Москве и Троице-

Сергиевой Лавре. Был вразумительный, разноплановый, незашоренный разговор

о вере и знании. Запомнилась речь доктора или даже академика Бехтеревой: «Я

занимаюсь физиологией мозга. Мы постоянно вторгаемся в него, изучаем его и вдруг,

дальше непонятно ничего — дальше Творец».

Да, для России XX и даже XIX века это был необычный разговор, ведь сотню-

другую лет убеждали, что наука и религия несовместимы; люди творческие,

интеллектуалы не могут быть верующими. А как быть с Ломоносовым, Пушкиным,

Гоголем, Достоевским; как быть с академиком Павловым, маршалом Жуковым? В

разговорах родилась формула, которая определяла итог этой уникальной соборной

встречи: «Наука и религия не антагонисты!»

Ну, и вот Соборная встреча, как говорится, из другой оперы.

Собор и РПЦ провели Соборные слушания «Ядерные вооружения и национальная

безопасность России (1996 год)». Там было подчёркнуто митрополитом Кириллом,

что Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий вела активную

миротворческую деятельность. Но в те годы было видно, как разваливается «ядерный

щит державы»; останавливались многие уникальные предприятия, разрушались

атомопроизводящие города и центры, уходили из жизни те учёные, которые отдали

его созданию всю свою жизнь (только что застрелился один из руководителей такого

центра в Челябинске). Соборная встреча проходила в МГУ и прозвучала серьёзным

предупреждением всем силам, которые пытались ослабить страну. В заявлении по

итогам Собора было твёрдо сказано: «Россия не сможет обойтись без своего ракетно-

ядерного щита». Это ведь было не заявление МИДа или Министерства обороны

—это было не двусмысленное заявление русской общественности, заявление русской

церкви. Особенно, когда НАТО подошло к нашим западным границам. И, как сказал

митрополит Кирилл, в ответ на обвинения РПЦ и его лично в агрессивности: «Россия

с её потенциалом не может уйти в небытие, потому что Россия не просто страна, это

континент, и гибель России будет обозначать гибель человечества».

Ещё о наших скрепах.

Конечно, это—русский язык. Русскому языку выпала миссия языка объединителя,

и это не имперская амбиция, а плод влияния и развития его на протяжении веков

от Киевской Руси, но самое главное — это язык великой культуры, литературы:

Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов,

Блок, Есенин, Шолохов, Леонов, Ахматова, Распутин, Белов, десятки писателей.