13
ÄÎÍ_íîâûé 13/1
на Западе стали искать опору в решениях Русского Собора, выступлениях патриарха
Алексия и митрополита Кирилла. Я присутствовал, выступал с докладом о роли
литературы на конференции в Вене, которую организовали европейские католические
и другие религиозные организации. Конференция пригласила митрополита, с которым
была большая делегация наших священников, докторов наук, специалистов в области
Веры, юриспруденции, культуры. Конференция носила удивительное, обращённое
к обществу и властям название «Верните душу Европе». В докладах и сообщениях
западных коллег звучали довольно резкие слова и заявления. Например, «Европа
представляет из себя колосс на тонких духовных ножках», или «Мы кричим, что
варвары на границе Европы, а они в наших СМИ и правительствах». И это ведь
говорили не левые, пророссийские политики, а западные богословы и культурологи,
каждый раз раскрывая агрессивность и бесцеремонность в так называемых правах
человека. Так что, о решениях Собора узнавали всё шире и шире. Да, тем более, что
Собор ассоциировался при ООН и в европейских организациях.
Так, совершенно уникальной была Соборная встреча «Вера и знание». Впервые
в истории России за столом президиума и в зале заседания были Патриарх (Алексий
II) и президент Академии наук (Ю. Осипов), митрополит Кирилл и министр науки и
технологий Фортов, многочисленные учёные, академики, доктора наук, владыки и
другие священники, люди церкви и науки. Заседание проходило в Москве и Троице-
Сергиевой Лавре. Был вразумительный, разноплановый, незашоренный разговор
о вере и знании. Запомнилась речь доктора или даже академика Бехтеревой: «Я
занимаюсь физиологией мозга. Мы постоянно вторгаемся в него, изучаем его и вдруг,
дальше непонятно ничего — дальше Творец».
Да, для России XX и даже XIX века это был необычный разговор, ведь сотню-
другую лет убеждали, что наука и религия несовместимы; люди творческие,
интеллектуалы не могут быть верующими. А как быть с Ломоносовым, Пушкиным,
Гоголем, Достоевским; как быть с академиком Павловым, маршалом Жуковым? В
разговорах родилась формула, которая определяла итог этой уникальной соборной
встречи: «Наука и религия не антагонисты!»
Ну, и вот Соборная встреча, как говорится, из другой оперы.
Собор и РПЦ провели Соборные слушания «Ядерные вооружения и национальная
безопасность России (1996 год)». Там было подчёркнуто митрополитом Кириллом,
что Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий вела активную
миротворческую деятельность. Но в те годы было видно, как разваливается «ядерный
щит державы»; останавливались многие уникальные предприятия, разрушались
атомопроизводящие города и центры, уходили из жизни те учёные, которые отдали
его созданию всю свою жизнь (только что застрелился один из руководителей такого
центра в Челябинске). Соборная встреча проходила в МГУ и прозвучала серьёзным
предупреждением всем силам, которые пытались ослабить страну. В заявлении по
итогам Собора было твёрдо сказано: «Россия не сможет обойтись без своего ракетно-
ядерного щита». Это ведь было не заявление МИДа или Министерства обороны
—это было не двусмысленное заявление русской общественности, заявление русской
церкви. Особенно, когда НАТО подошло к нашим западным границам. И, как сказал
митрополит Кирилл, в ответ на обвинения РПЦ и его лично в агрессивности: «Россия
с её потенциалом не может уйти в небытие, потому что Россия не просто страна, это
континент, и гибель России будет обозначать гибель человечества».
Ещё о наших скрепах.
Конечно, это—русский язык. Русскому языку выпала миссия языка объединителя,
и это не имперская амбиция, а плод влияния и развития его на протяжении веков
от Киевской Руси, но самое главное — это язык великой культуры, литературы:
Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов,
Блок, Есенин, Шолохов, Леонов, Ахматова, Распутин, Белов, десятки писателей.