12
Ðóññêîìó Ñîáîðó 20 ëåò
IV. Какой Собор больше всего запомнился?
Ну, честно говоря, каждый Собор по-своему значителен и важен. Но некоторые
открывали новуюважную страницу в истории не только ВРНC, но и в принципиальных
общероссийских и даже мировых ситуациях.
Так, впечатление разорвавшейся бомбы в либеральных и прозападных кругах
произвёл X Собор «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» в 2006
году в Москве. Как всегда, спокойно и уверенно выступал патриарх Алексий II с
докладом «Права человека и нравственная ответственность» выступил митрополит
Кирилл. Это был церковный и общероссийский ответ на «пугало прав человека».
Некоторые страны и политические круги в мире присвоили себе право судить людей
и даже страны, не обращая внимания на их особенности и историю. И это право
прикрывалось троянским конём прав человека.
«Православная традиция, — сказал митрополит Кирилл, — являющаяся
культурообразующей для русской цивилизации, не может ответить на этот вызов,
иначе русский мир, превратится в маргинальное явление в современном мире».
Воздав должное провозглашённым правам человека в борьбе с безбожием,
уничижением и злом, митрополит Кирилл отметил, что концепцией прав человека
часто прикрывается ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных
ценностей; кроме того, в комплекс прав человека постепенно интегрируются идеи,
противоречащие не только христианским, но и вообще моральным ценностям о
человеке. Всё это переводило тему прав человека в тему спасения человека.
Это был незабываемый доклад. Он был, с одной стороны, глубоко философский,
мировоззренческий, размыслительный, призывающий к раздумью о судьбах человека
и человечества; в то же время он был глубоко богословский, православный, со
ссылками на Евангелие и другие священные издания.
Удивительная насыщенность мысли, высокий слог, образность и безусловные
филологические достоинства были в этом докладе. Ко мне ещё после первого
Собора подошёл восторженный соборянин и предложил: «Что, если мы выдвинем
митрополита Кирилла президентом страны?» Я был в недоумении и ответил:
«Спросите сами у митрополита. Да, кроме того, Русская Православная Церковь не
рекомендует священникам участвовать в выборах во властные органы страны». —«А
как же митрополит Макириос на Кипре?» — «Ну, это другая страна».
Но ещё одну информацию о докладах, выступлениях и беседах митрополита
Кирилла передал мне один человек, присутствовавший при встрече президента
Венесуэлы Гонсолеса с митрополитом во время его латиноамериканской поездки по
православным храмам. Президент радушно его приветствовал и сказал: «Мне только
что позвонил Фидель Кастро и сказал, что сейчас будет беседовать с самым умным
человеком планеты». Фидель уже встречался с митрополитом на Кубе, а в ответ на
новую реплику главы Венесуэлы, который то ли в шутку, то ли всерьёз попросил:
«Примите меня в православие», — митрополит Кирилл отшутился, в свою очередь:
«Только со всем народом».
В общем, в выдающихся способностях митрополита, заместителя Главы Собора
никто не сомневался, но этот доклад был особенный. А доклады на других Соборах,
также как и выступления Патриарха Алексия II, были ключом для всех Соборов и
Соборных встреч. А Соборные встречи во многих случаях играли роль Собора.
Этот же Собор имел заграничное продолжение. Действительно, решения Собора
получили поддержку не только в стране, но и за её пределами. Церковь, верующие
христиане, особенно католики, подверглись нападкам. Почти из всех конституций
стран Европы христианство, которое было колыбелью и творцом этих стран, было
изгнано. Страны Европы секуляризировались. Однополые браки — пожалуйста,
гомосексуализм — пожалуйста, всякого рода проституция — пожалуйста; а вера,
крест—ни за что. Это запрещалось, якобы, «правами человека». Верующие, церковь