Previous Page  12 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 162 Next Page
Page Background

12

Ðóññêîìó Ñîáîðó 20 ëåò

IV. Какой Собор больше всего запомнился?

Ну, честно говоря, каждый Собор по-своему значителен и важен. Но некоторые

открывали новуюважную страницу в истории не только ВРНC, но и в принципиальных

общероссийских и даже мировых ситуациях.

Так, впечатление разорвавшейся бомбы в либеральных и прозападных кругах

произвёл X Собор «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» в 2006

году в Москве. Как всегда, спокойно и уверенно выступал патриарх Алексий II с

докладом «Права человека и нравственная ответственность» выступил митрополит

Кирилл. Это был церковный и общероссийский ответ на «пугало прав человека».

Некоторые страны и политические круги в мире присвоили себе право судить людей

и даже страны, не обращая внимания на их особенности и историю. И это право

прикрывалось троянским конём прав человека.

«Православная традиция, — сказал митрополит Кирилл, — являющаяся

культурообразующей для русской цивилизации, не может ответить на этот вызов,

иначе русский мир, превратится в маргинальное явление в современном мире».

Воздав должное провозглашённым правам человека в борьбе с безбожием,

уничижением и злом, митрополит Кирилл отметил, что концепцией прав человека

часто прикрывается ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных

ценностей; кроме того, в комплекс прав человека постепенно интегрируются идеи,

противоречащие не только христианским, но и вообще моральным ценностям о

человеке. Всё это переводило тему прав человека в тему спасения человека.

Это был незабываемый доклад. Он был, с одной стороны, глубоко философский,

мировоззренческий, размыслительный, призывающий к раздумью о судьбах человека

и человечества; в то же время он был глубоко богословский, православный, со

ссылками на Евангелие и другие священные издания.

Удивительная насыщенность мысли, высокий слог, образность и безусловные

филологические достоинства были в этом докладе. Ко мне ещё после первого

Собора подошёл восторженный соборянин и предложил: «Что, если мы выдвинем

митрополита Кирилла президентом страны?» Я был в недоумении и ответил:

«Спросите сами у митрополита. Да, кроме того, Русская Православная Церковь не

рекомендует священникам участвовать в выборах во властные органы страны». —«А

как же митрополит Макириос на Кипре?» — «Ну, это другая страна».

Но ещё одну информацию о докладах, выступлениях и беседах митрополита

Кирилла передал мне один человек, присутствовавший при встрече президента

Венесуэлы Гонсолеса с митрополитом во время его латиноамериканской поездки по

православным храмам. Президент радушно его приветствовал и сказал: «Мне только

что позвонил Фидель Кастро и сказал, что сейчас будет беседовать с самым умным

человеком планеты». Фидель уже встречался с митрополитом на Кубе, а в ответ на

новую реплику главы Венесуэлы, который то ли в шутку, то ли всерьёз попросил:

«Примите меня в православие», — митрополит Кирилл отшутился, в свою очередь:

«Только со всем народом».

В общем, в выдающихся способностях митрополита, заместителя Главы Собора

никто не сомневался, но этот доклад был особенный. А доклады на других Соборах,

также как и выступления Патриарха Алексия II, были ключом для всех Соборов и

Соборных встреч. А Соборные встречи во многих случаях играли роль Собора.

Этот же Собор имел заграничное продолжение. Действительно, решения Собора

получили поддержку не только в стране, но и за её пределами. Церковь, верующие

христиане, особенно католики, подверглись нападкам. Почти из всех конституций

стран Европы христианство, которое было колыбелью и творцом этих стран, было

изгнано. Страны Европы секуляризировались. Однополые браки — пожалуйста,

гомосексуализм — пожалуйста, всякого рода проституция — пожалуйста; а вера,

крест—ни за что. Это запрещалось, якобы, «правами человека». Верующие, церковь