67
ДОН_новый 15/3-4
ство испытывал он, стоя возле двери класса, сжимая в левой руке выгоревшую на
солнце кепку. Что-то от давнего уважения к школе, некое сладостное волнение,
навеянное мгновенным воспоминанием о далеких годах детства, пробудилось
в его душе в эти минуты…
Он несмело открыл дверь и, покашливая вовсе не оттого, что першило в горле,
негромко обратился к учительнице:
— Разрешите войти?
— Войдите, — прозвучал в ответ тонкий девичий голос.
Учительница повернулась лицом к Давыдову, удивлённо приподняла брови,
но, узнав его, смущенно сказала:
— Входите, пожалуйста.
Давыдов неловко поклонился.
— Здравствуйте. Вы извините, что помешал, но я на одну минутку… Мне
бы осмотреть вот этот последний класс, я — насчёт ремонта школы. Я могу
обождать.
Дети встали, нестройно ответили на приветствие, и Давыдов, взглянув на
девушку, тотчас подумал: «Я— как прежний попечитель школы из строгих тол-
стосумов… Вот и учителька испугалась, краснеет. Надо же было мне заявиться
в этот час!»
Девушка подошла к Давыдову.
— Проходите, пожалуйста, товарищ Давыдов! Через несколько минут я за-
кончу урок. Присядьте, пожалуйста. Может быть, позвать Ивана Николаевича?
— А кто это?
— Наш заведующий школой — Иван Николаевич Шпынь. Разве вы его не
знаете?
— Знаю. Не беспокойтесь, я обожду. Можно мне побыть здесь, пока вы за-
нимаетесь?
— Ну, конечно! Садитесь, товарищ Давыдов.
Девушка смотрела на Давыдова, говорила с ним, но всё ещё никак не могла
оправиться от смущения; она мучительно краснела, даже ключицы у неё поро-
зовели, а уши стали пунцовыми.
Вот чего не переносил Давыдов! Не переносил уже по одному тому, что, глядя
на какую-нибудь краснеющую женщину, он почему-то и сам начинал краснеть,
и от этого всегда испытывал ещё большее чувство смущения и неудобства.
Он сел на предложенный ему стул около небольшого столика, а девушка,
отойдя к окну, стала раздельно диктовать ученикам:
— Ма-ма го-то-вит… Написали, дети? Го-то-вит нам о-бед. После слова
«обед» поставьте точку. Повторяю…
Вторично написав предложение, ребятишки с любопытством уставились на
Давыдова. Он с нарочитой важностью провёл пальцами по верхней губе, делая
вид, будто разглаживает усы, и дружески подмигнул ребятам. Те заулыбались;
добрые отношения начали будто бы налаживаться, но учительница снова стала
диктовать какую-то фразу, привычно разбивая слова на слоги, и ребятишки
склонились над тетрадями.
В классе пахло солнцем и пылью, застойным воздухом редко проветриваемого
помещения. Теснившиеся у самых окон кусты сирени и акации не давали про-
хлады. Ветер шевелил листья, и по выщербленному полу скользили солнечные
зайчики.
Сосредоточенно сдвинув брови, Давыдов занялся подсчётом: «Надо не
меньше двух кубометров сосновых досок — заменить кое-где половицы. Рамы
в окнах хорошие, а двойные — в каком виде и есть ли они, надо узнать. Купить