66
Михаил Шолохов «Федотка»
«Машина будет всё тяжёлое работать за человека… Тогдашние люди позабудут,
наверное, запах пота… Дожить бы, чёрт его подери!.. Хоть посмотреть бы! А то
издохнешь, и никакой Федотка о тебе не вспомнит. А издохнешь ты, братишечка
Давыдов, как пить дать! И вместо потомства от тебя останется гремяченский
колхоз. Из колхоза станет коммуна и — смотри ещё — назовут её впоследствии
имени путиловского слесарька Сёмки Давыдова…» — Давыдов улыбнулся
шутливому обороту своих мыслей,
С грехом пополам выпроводив деда Щукаря, Давыдов решил пойти в школу
и на месте определить, что ещё можно сделать, чтобы школьное помещение к
воскресенью приняло праздничный вид. А кроме того, ему хотелось поговорить с
заведующим и вместе с ним прикинуть, сколько и каких строительных материалов
потребуется на ремонт школы и когда приступать к нему, чтобы без особой спеш-
ки и возможно добротнее отремонтировать здание к началу учебного года.
Только в последние дни Давыдов ощутимо почувствовал, что настаёт самая
напряжённая рабочая пора за всё время его пребывания в Гремячем Логу: ещё
не управились с покосом травы, а уже подходила уборка хлеба, на глазах начи-
нала смуглеть озимая рожь; почти одновременно с ней вызревал ячмень; бурно
зарастали сорняки, и молчаливо требовали прополки невиданно огромные, по
сравнению с единоличными полосами, колхозные деляны подсолнечника и ку-
курузы, и уже не за горами был покос пшеницы.
До начала уборки хлебов многое надо было сделать; перевезти в хутор воз-
можно больше сена, подготовить тока для обмолота, закончить переноску в
одно место амбаров, ранее принадлежавших кулакам, наладить единственную
в колхозе паровую молотилку. Да и помимо этого изрядное число больших и
малых забот легло на плечи Давыдова, и каждое дело настойчиво требовало к
себе постоянного и неусыпного внимания.
По старым, скрипучим ступенькам Давыдов поднялся на просторное крыльцо
школы. У дверей босая и плотная, как сбитень, девочка лет десяти посторони-
лась, пропуская его.
— Ты ученица, милая? — ласково спросил Давыдов.
— Да, — тихо ответила девочка и смело снизу вверх взглянула на Давыдова.
— Где тут живёт ваш заведующий?
— Его нет дома, они с женой за речкой, на огороде капусту поливают.
— Экая незадача… А в школе кто-нибудь есть?
— Наша учительница, Людмила Сергеевна.
— Что же она тут делает?
Девочка улыбнулась:
— Она с остающими ребятами занимается. Она каждый день с ними зани-
мается после обеда.
— Значит, подтягивает их?
Девочка молча кивнула головой.
— Порядок! — одобрительно сказал Давыдов и вошёл в полутёмные, сени.
Откуда-то из глубины длинного коридора доносились детские голоса. Не-
торопливо обходя и по-хозяйски осматривая пустые классы, Давыдов через
приоткрытую дверь в последней комнате увидел с десяток маленьких ребя-
тишек, просторно разместившихся в переднем ряду сдвинутых парт, и около
них — молоденькую учительницу. Невысокого роста, худенькая и узкоплечая, с
коротко подстриженными белёсыми и кудрявыми волосами, она походила скорее
на девочку-подростка, нежели на учительницу.
Давненько уже не переступал Давыдов порога школы, и теперь странное чув-