Previous Page  66 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 186 Next Page
Page Background

66

Михаил Шолохов «Федотка»

«Машина будет всё тяжёлое работать за человека… Тогдашние люди позабудут,

наверное, запах пота… Дожить бы, чёрт его подери!.. Хоть посмотреть бы! А то

издохнешь, и никакой Федотка о тебе не вспомнит. А издохнешь ты, братишечка

Давыдов, как пить дать! И вместо потомства от тебя останется гремяченский

колхоз. Из колхоза станет коммуна и — смотри ещё — назовут её впоследствии

имени путиловского слесарька Сёмки Давыдова…» — Давыдов улыбнулся

шутливому обороту своих мыслей,

С грехом пополам выпроводив деда Щукаря, Давыдов решил пойти в школу

и на месте определить, что ещё можно сделать, чтобы школьное помещение к

воскресенью приняло праздничный вид. А кроме того, ему хотелось поговорить с

заведующим и вместе с ним прикинуть, сколько и каких строительных материалов

потребуется на ремонт школы и когда приступать к нему, чтобы без особой спеш-

ки и возможно добротнее отремонтировать здание к началу учебного года.

Только в последние дни Давыдов ощутимо почувствовал, что настаёт самая

напряжённая рабочая пора за всё время его пребывания в Гремячем Логу: ещё

не управились с покосом травы, а уже подходила уборка хлеба, на глазах начи-

нала смуглеть озимая рожь; почти одновременно с ней вызревал ячмень; бурно

зарастали сорняки, и молчаливо требовали прополки невиданно огромные, по

сравнению с единоличными полосами, колхозные деляны подсолнечника и ку-

курузы, и уже не за горами был покос пшеницы.

До начала уборки хлебов многое надо было сделать; перевезти в хутор воз-

можно больше сена, подготовить тока для обмолота, закончить переноску в

одно место амбаров, ранее принадлежавших кулакам, наладить единственную

в колхозе паровую молотилку. Да и помимо этого изрядное число больших и

малых забот легло на плечи Давыдова, и каждое дело настойчиво требовало к

себе постоянного и неусыпного внимания.

По старым, скрипучим ступенькам Давыдов поднялся на просторное крыльцо

школы. У дверей босая и плотная, как сбитень, девочка лет десяти посторони-

лась, пропуская его.

— Ты ученица, милая? — ласково спросил Давыдов.

— Да, — тихо ответила девочка и смело снизу вверх взглянула на Давыдова.

— Где тут живёт ваш заведующий?

— Его нет дома, они с женой за речкой, на огороде капусту поливают.

— Экая незадача… А в школе кто-нибудь есть?

— Наша учительница, Людмила Сергеевна.

— Что же она тут делает?

Девочка улыбнулась:

— Она с остающими ребятами занимается. Она каждый день с ними зани-

мается после обеда.

— Значит, подтягивает их?

Девочка молча кивнула головой.

— Порядок! — одобрительно сказал Давыдов и вошёл в полутёмные, сени.

Откуда-то из глубины длинного коридора доносились детские голоса. Не-

торопливо обходя и по-хозяйски осматривая пустые классы, Давыдов через

приоткрытую дверь в последней комнате увидел с десяток маленьких ребя-

тишек, просторно разместившихся в переднем ряду сдвинутых парт, и около

них — молоденькую учительницу. Невысокого роста, худенькая и узкоплечая, с

коротко подстриженными белёсыми и кудрявыми волосами, она походила скорее

на девочку-подростка, нежели на учительницу.

Давненько уже не переступал Давыдов порога школы, и теперь странное чув-