97
ÄÎÍ_íîâûé 14/1
донцов! В целом действие напоминает разгульную вольницу Стеньки Разина
после знаменитого Персидского похода «за зипунами», по-русски широко праз-
днующую победу над «басурманами». Музыкальное сопровождение танца соот-
ветствующее — удалая, зажигательная, захватывающая мелодия не даёт устоять
на месте и зрителям. Не оставляет их безучастными. Так и подмывает, забыв
про всё, пуститься в лихой казачий перепляс с шашкой наголо. Невообразимо
заломленные набекрень овчинные папахи с длинными разноцветными шлыками,
широченные шаровары, поскрипывающие сапоги участников придают особый
шарм красочному фольклорному действу.
А вот сценка из сравнительно недавнего прошлого: из времён Великой Оте-
чественной или Гражданской войн. Казаки в щегольских кубанках на головах, в
красных рубахах и синих шароварах с лампасами. В руках—неизменные шашки.
Мелодия, вначале, когда на сцене мужчины, похожа на героический марш пер-
воконников-будённовцев. Затем появляются казачки в нарядных голубых прита-
ленных блузках, в длинных красных юбках, с большими расписными шалями
на плечах, и музыкальное сопровождение меняется на плавное, размеренное,
— подстать медленному, задумчивому течению Дона. Причём, если у казаков
основной атрибут танца — шашка, то у казачек — цветная шаль, которой они
мастерски манипулируют, держа руками за оба конца. Получается очень красиво,
ритмично и грациозно.
В подготовке танцевальных номеров принимали участие известные мастера
хореографического искусства: народный артист СССР М. Годенко, народный
артист РСФСР А. Хмельницкий, лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров
В. Копылов, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Г. Гальперин
и многие другие.
Директор ансамбля Наталья Николаевна Шепелева вносит на этот счёт пояс-
нение: «Что касается казачьих народных плясок, то их, как таковых, не было.
Не существовало. Но балетмейстеры сумели внести в рисунок танцев ансамбля
такой донской колорит, что они воспринимаются теперь, как народные. И это
не в последнюю очередь благодаря включению в танец трюковых элементов и
Сочи. Олимпиада. 2014 год