Previous Page  93 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 93 / 160 Next Page
Page Background

93

ÄÎÍ_íîâûé 14/1

Наиболее продолжительный период в творческой биографии хора в 50-е – 60-е

годы художественным руководителем был заслуженный артист РСФСР П.И. Лы-

соконь, балетмейстером — заслуженный артист РСФСР С.А. Книжников.

В 1969 году Министерство культуры СССР принимает решение о реорганиза-

ции «Доно-Кубанского казачьего хора». Дело в том, что в это время по зарубеж-

ным странам с большим успехом гастролирует казачий хор под руководством

Сергея Жарова, основанный им в 1921 году в лагере для беженцев из Крыма

Чиллингире возле Константинополя. Шумный успех «белогвардейского» казачьего

хора, видимо, и послужил поводом для преобразования существующего в Ростове-

на-Дону творческого коллектива донских казаков, который уже не соответствовал

необходимому художественному уровню и поставленным задачам. Е.А. Фурцева

поручает заслуженному деятелю искусств Башкирской АССР, профессору, заведу-

ющему кафедрой хорового дирижирования института им. Гнесиных А.А. Юрлову

подобрать достойную кандидатуру из студентов старших курсов на должность

художественного руководителя ансамбля донских казаков.

Нынешний директор знаменитого коллектива Наталья Николаевна Шепелева

вспоминает об этом так: «Это уже почти легенда о том, как министр культуры

СССР Фурцева стукнула однажды кулаком по столу и потребовала, чтобы наши

Донские казаки затмили и мастерством, и славой эмигрантский хор донских ка-

заков Сергея Жарова. А наши к тому времени так широко раздвинули границы

репертуара, что стали исполнять уже и «Грёзы» Шумана, и романсы, и чуть ли

не «Подмосковные вечера»…»

В 1970 году хор стал официально называться «Ансамблем песни и пляски

Донских казаков». Художественным руководителем ансамбля назначен мо-

лодой студент 5 курса отделения руководителей народных хоров института

им. Гнесиных Анатолий Квасов.

Родился Анатолий Николаевич в Краснодарском крае: отец, Николай Степа-

нович Квасов, был дорожным рабочим, мать, Валентина Антоновна, работала

в системе обслуживания. Путь Анатолия Квасова в народное творчество был

непрост. Детство в казачьей станице… Страстная любовь к народной песне,

привитая одарёнными родителями, не сразу привела его к профессиональной му-

зыке. В школьные годы Толик Квасов мечтал стать лётчиком. Но не сложилось.

После окончания горно-металлургического института Анатолий работал горным

инженером на шахтах Донбасса и Кавказа, учился на вечернем отделении Влади-

кавказского училища искусств. Музыка манила, будоражила воображение, и вот

неожиданное решение—дирижёрское отделение музыкального училища, а затем

и Ленинградская консерватория. Потом — Москва, институт имени Гнесиных.

Там он с головой окунается в атмосферу народного пения, которую впитывал с

младенческих лет. До конца своих дней Анатолий Николаевич останется предан

народной песне, великому культурному наследию донских казаков.

Анатолий Квасов больше всего ценил в людях доброту, честность, обязатель-

ность. Лучшим подарком считал добрые слова. Любил творчество Пушкина и

Чехова, музыку Рахманинова, фильмы с актёром Сергеем Юрским. Увлекался

живописью, туризмом. У них с женой Раисой двое детей: сын Дмитрий (1974)

— ныне программист, и дочь Валентина (1976) — танцовщица.

В процессе творческого роста Анатолий Квасов — заслуженный деятель ис-

кусств РСФСР (1979), лауреат государственной премии РСФСР имени Глинки