96
Èç-çà Äîíà ïåñíþ âûâåäó...
Импресарио очень быстро смекнули, что публику, никогда не видевшую
наш коллектив, ввести в заблуждение нетрудно, а с маленькой группкой вести
бизнес куда выгоднее, чем с большим ансамблем. В то время многие предлагали
Квасову перекроить программу, разбиться на бригады и тоже гастролировать
за рубежом. Анатолий Николаевич такие авантюры категорически отвергал.
Говорил, что разбить коллектив на группы легко, собрать всех и вернуться к
настоящей серьёзной работе — трудно. Теперь очевидно, что его принципиаль-
ность спасла ансамбль»...
Как бы то ни было, интерес к народному казачьему творчеству в стране, к
счастью, не пропал. И вот новое событие в жизни прославленного казачьего
коллектива: в 1996 году ансамблю присвоено звание «Академический».
Ставя своей целью пропаганду подлинно народного творчества, коллектив
ансамбля под руководством народного артиста России, лауреата Государственной
премии им. Глинки, профессора А.Н. Квасова стремился к тому, чтобы репер-
туарные песни звучали не только как прекрасные памятники старины, но и как
жизненное искусство сегодняшнего дня. Во многом артистам помогало и то, что
песни, которые они исполняли со сцены, были очень популярны в повседневном
быту, звучали во время праздников в донских станицах и на казачьих свадьбах.
Их не забывали простые, нетитулованные песенники из народа, передавая по
наследству из поколения в поколение. Концертные же формы исполнения, не на-
рушая гармонии и совершенства народного музыкального искусства, создавали
ему широкую массовую популярность.
Ансамбль песни и пляски — форма синтетическая, где хор, танцевальная
группа и оркестр составляют одно гармоническое целое. И всё же, говоря о
коллективе, хочется выделить в первую очередь хор, поскольку именно он на-
стоящий лидер: его выступления — драматургический стержень, который как
бы скрепляет все остальные номера программы, даёт концерту определённый
эмоциональный настрой, является его своеобразной движущей силой.
Кто хоть раз слышал и видел выступление хора, непременно отмечал высокую
культуру исполнителей, их музыкальность, вкус, чувство стиля. Гибкость, под-
вижность голосоведения хорового коллектива просто поражают. Много добрых
слов можно сказать о мастерстве певцов и певиц, умеющих из каждой песни
создать яркую картину народной жизни.
Монументальные исторические песни, былины, песенные циклы, объединён-
ные общей тематикой, песенные «веночки», состоящие из величальных, хоровод-
ных и гулебных свадебных песен, шуточные, лирические, военные составляют
основу концертных программ Донских казаков.
Вокально-хореографические композиции в репертуаре ансамбля являются той
формой концертного действия, которая наиболее удаётся коллективу и обеспе-
чивает постоянный зрительский успех. Одной из характерных черт концертной
программы ансамбля Донских казаков является сочетание исторической досто-
верности и художественной правды.
Танцевальные номера программы создавались с учётом характерных особен-
ностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной програм-
мы, репетировались сюжетные танцы, посвящённые страницам героического
прошлого и настоящего жителей Дона, казаков. Кого не взволнует, не взбодрит
лихая казачья пляска с саблями, наряженных в старинные живописные одежды