Previous Page  173 / 220 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 173 / 220 Next Page
Page Background

173

ÄÎÍ_íîâûé 13/3-4

злословиям»:

«Тебе, обывательская/— о будь ты проклята трижды! —/и моё/по-

этово/— о четырежды славься, благословенная!»

.

Характерно, что в поэме «150 миллионов» В. Маяковский растворяет своё поэти-

ческое «Я» в многомиллионной революционной массе:

«150 000 000 мастера этой

поэмы имя … 150 000 000 говорят губами моими».

А на вопрос: «Кто назовёт земли

гениального автора?» — отвечает:

«Так и этой моей поэмы никто не сочинитель.

И идея одна у неё

/сиять в настоящее завтра»

. Поэт верит, что революция идёт

всемирная, против всех чёрных несметных сил земли. Изображение

беспощадной

борьбы предстаёт в гротескно-символической форме, где острая ирония сменяется

патетической интонацией, приветствующей жестокость «боя» и неизбежную победу.

Идеей непобедимости пронизана и пьеса

«Мистерия-Буфф»,

которая в постановке

Мейерхольда разыгрывалась на площадях, возбуждая и «поднимая дух» жарко ох-

ваченных стихией масс.

При таком всепоглощающем подчинении музы делу революции обращает вни-

мание одна из традиционных особенностей, связующих поэта «на уровне» власти

с его предшественниками. Сам принцип зависимости остаётся неизменным — из-

менилась лишь сама структура «власть придержавших» наверху: если поэзия Ло-

моносова и Державина подчиняла себя служению абсолютистского государства с

его сосредоточенностью власти в лице монарха, —Владимир Маяковский делает её

служанкой партии, которая в его представлении есть воплощение народных чаяний

и свершений, — тем самым нарушая заветы А. Пушкина о «самоценности» поэзии

(«Зависеть от царя, зависеть от народа. Не всё ли нам равно… Себе лишь самому

служить и угождать»). Всем, кто не видит в революции светлого обустраивающего

начала, В. Маяковский объявляет свой беспощадный бой, ибо

«только тот комму-

нист истовый,/кто мосты к отступлению сжёг» («Приказ по армии искусств»)

.

При этом его сатирические опусы нередко лишены художественной объективности,

спущены на уровень элементарного примитива

(«Рассказ про то, как кума о Вранге-

ле толковала без всякого ума»).

«Всю свою звонкую силу поэта»

В.Маяковский отдаёт

«атакующему классу»

, его

партии, о которой скажет в своей главной поэме:

«Партия — единственная мне не

изменит»

. Между тем, многие лидеры власти уже с первых лет революции относят-

ся к нему иронически, негативно. Он включает их имена (Ленина, Дзержинского,

Троцкого, Урицкого, Луначарского…) в своё творчество, прославляет грандиозные

начинания, но недоверие и отчуждение к нему не исчезает. За публикацию поэмы

«150 миллионов» тиражом в несколько тысяч экземпляров Ленин причастного к

этому Луначарского подвергает резкой критике. Организованный Маяковским ЛЕФ,

в котором он делает попытки ограничить установленными канонами новое револю-

ционное искусство, советскими идеологами упраздняется.

Одну из причин такой неприязни к поэту новой власти весьма веско объяснил

Е. Эткинд: «Вероятно, это определялось тем, что вожди революции ничего так не

боялись, как революционной стихии: при её разгуле Россия становилась для них

неуправляемой, Маяковский же — стал певцом этой стихии»…