Previous Page  170 / 220 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 170 / 220 Next Page
Page Background

170

Ëþäìèëà Ìàëþêîâà

оценки ему его современников, далёких от восприятия высокого пафоса револю-

ционных событий, тех, кто оказался в изгнании, и кому хвалить его было далеко

не резон?.. М.Цветаева писала о нём: «Первый в мире поэт масс... первый русский

поэт-оратор». А на смерть его отозвалась так: «Всё, всё, всё дело—в чистоте». Взыс-

кательный критик Г. Адамович, который никогда не был близок В.Маяковскому,

уже в 60-е годы из зарубежного далека заметил: «А талант огромный, редкий… На

эстраде бывал неотразим…Но напрасно было бы искать в его книгах того, что люди

ищут и находят у Пушкина или Тютчева, у Лермонтова или Блока».

Так в чём же величие и значимость поэта? Почему и сегодня его поэзия не утра-

тила своей актуальности?

В.Маяковский — великий реформатор, который, пройдя через словесные и фор-

мообразующие трюки футуризма и решительно сбросив их, вышел на путь невидан-

ных поэтических открытий и свершений. Истинный талант всегда прорывается к

вечным эстетическим ценностям, — даже сквозь невообразимый мрак заблуждений

и ошибок.

Конечно, время оставляло свою печать на всём творчестве поэта. Жить во вре-

мени, и обойти его ещё никому не удавалось. В.Маяковский не был исключением.

И потому при всей устремлённости к абсолютным «новациям» сквозь эксперимен-

тальную канву его формалистических поисков, идейно-эстетических установок и

эпатажей порою отчётливо пробиваются модернистские мотивы и образы, отзвуки

их отдалённых интонаций и отсветы реминисценций. Так, поэтическая строка А.

Белого «В небеса запустил ананасом» находит отзвук в раскалённой строке В. Мая-

ковского

«Через секунду/встречу

я/неб самодержца,—/возьму и убью солнце!»

(«Я и

Наполеон»).

Высшая напряжённость образа-взгляда «обжигающего огня» объединяет

поэтическое откровение А. Блока «Ты меня обжигаешь глазами/И скрываешься в

тёмный тупик» с теми стихами пламенного поэта революции, в которых

«у барыш-

ни

глаза громадные, как прожекторы»,

а в исступлённом призыве:

«Люди! Будем

!

На солнце! Прямо! Солнце съежится аж!»

слышатся призывные интонации К.

Бальмонта: «Идите все на зов Звезды!» или «Будем как Солнце!»

В группу футуристов В.Маяковского привела вера в формирование нового искус-

ства и стремление создать школу мастерства грядущего времени. Однако попытки

соединить футуристические установки самоценности поэзии, независимости формы

от содержания с гражданским служением искусства в итоге привели к драматическим

противоречиям. Проблема разрешения художественного новаторства виделась поэту

в ином свете. В статье

«Два Чехова»

(1914) он утверждает, что ценность поэтического

слова должна зависеть от

«степени соответствия»

его действительности, а отбор

— строго определяться заданной темой; в то же время слово обязано следовать

«за

вещью или явлением»

, а не в обратном порядке, как требовали правила футуристов.

Эти сформулированные принципы были положены в основу всего последующего

творчества В. Маяковского, открывая, в отличие от умозрительных конструкций

В. Хлебникова, такие значения слова, которые давали возможность почувствовать

новые явления самой жизни.

Его приход в большую литературу был замечен в самом начале. Он входил в мир

со своими темами, образами, крайне обострённым нервом и тягой к огромности

(«Я

величайший Дон-Кихот!»,

«Профланирую шагом Дон-Жуана и фата», «Сегодня я

— Наполеон! Я полководец и больше

»). Лирическому герою открывалась своя кос-

мическая родословная:

«Солнце! Отец мой!», «Луна — жена моя», «Земля мне лю-

бовница».

Такая глобальность представления трансформировалась в раскалённой

трагедией поэтической душе, вобравшей в себя всю катастрофичность распадающе-