Previous Page  171 / 220 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 171 / 220 Next Page
Page Background

171

ÄÎÍ_íîâûé 13/3-4

гося миропорядка. Поэт, словно ланцетом, обнажал внутреннее состояние, вплоть

до капилляров, гиперболизируя и обостряя его

(«В сердце, выжженном, как Египет,

есть тысяча тысяч пирамид

»). Весь мир предстал ему враждебным и разъятым

на отдельные части

(«Вся земля

каторжник/с наполовину выбритой солнцем го-

ловой», «Адища города окна разбили. На крохотные, сосущие светами, адки»).

В

свою очередь эта рассогласованность мира нередко выражалась особой метрической

системой стиха, где слова расчленялись на морфемы, синтаксические единицы пере-

носились из одной строки в другую

(«Но ги-/бель фонарей,/царей/в короне газа», «У-

/лица/У/догов/годов/рез/че./Че/рез/ железных коней/с окон бегущих домов/прыгнули

первые кубы»).

Отсюда следовало эстетическое снижение высоких романтических

образов

(«А за солнцем улиц где-то ковыляла никому ненужная, дряблая луна»)

. И

даже классические розы в таком контексте становились

«ядовитыми».

Но в то же

время появлялись и диссонирующие интонации великой любви-страдания ко всей

земной боли

(«Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову лохмотьями губ моих в

пятнах чужих позолотой»).

Вопреки неоднозначности урбанистических мотивов поэтов-символистов, В. Ма-

яковский концентрирует в них весь ужас неразрешённого античеловеческого бытия.

В его городской панораме улицы проваливаются, как

«нос сифилитика»

, автомобили

«вздымаются, как рыжие дьяволы»

, а женщины

«бросают поцелуи, как окурки»

. В

катастрофически распадающемся пространстве поэт создаёт свою антропоцентри-

ческую художественную систему. Отвергая Бога, как основу духовных ценностей

общества, он провозглашает веру в Человека, в абсолютную ценность Человека,

что, несомненно, его сближает с великими идеями гуманистического примата эпохи

Возрождения.

Богоборческие мотивы в раннем творчестве В. Маяковского занимают особое

место. При всей разноречивой вариативности отношений к Богу, он ближе всего

к нигилистической концепции Ницше: «Бог умер». Однако причинность такой

категоричности, утверждаемой философом («И это мы его убили»), не находит от-

ражения у поэта. Его Бог — земной, со всеми пороками, человеческими слабостями

и жестокосердием: холодно-равнодушный, мстящий и сентиментальный. В поэме

«Флейта-позвоночник» он объявляется

«всевысшим инквизитором»

. В отличие от

поэтов-классиков, у которых он невидим, вне земного обозрения (так у Державина в

поэме «Бог» не имеет лица, растворён во времени и пространстве), у В. Маяковского

не только зрим, но имеет и вполне конкретные черты. В стихотворении

«Послушай-

те!»

лирический герой врывается к Богу на приём, целует ему

«жилистую руку

»,

и, плача, просит,

«чтоб обязательно была звезда».

А в поэме

«Облако в штанах

»

Бог

«города на пашни рушит, мешая слова»,

и

«ограбленный, идет карать»,

крича

«о жестокой расплате».

О ранней поэзии В. Маяковского можно с полным правом вести речь, как о поэзии

отчаянного крика

(«У меня изо рта/шевелит ногами непрожёванный

крик»),

кото-

рый претворяется в безудержное бунтарство. Бунт категорический и беспощадный,

переходящий нередко в эпатирующую грубость, направляется против всех слоёв и

форм буржуазного мира: будь это «озверевшая толпа», именуемая

«вошью»

(«А если

сегодня мне, грубому гунну/кривиться перед вами не захочется — вот/я захочу и ра-

достно плюну, плюну в лицо вам»)

; искусство, отделившее себя от насущных задач

своего времени, воплощённое, например, в образе И. Северянина

(«Как вы смеете

называться поэтом/и, серенький, чирикать, как перепел!/ Сегодня надо/кастетом/

кроиться миру в черепе»)

, или «жирное тело» буржуя. При этом заодно порою отме-

тается или подвергается сомнению и традиционная культура

(«Никогда/ничего не

хочу читать»)

. — Вызов бросается всему мирозданию.

Имя Бога включается в арсенал категорического отторжения. Его неприятие вос-

принимается не только как мятежный вызов, но и — безоговорочное уничтожение