Previous Page  172 / 220 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 172 / 220 Next Page
Page Background

172

Ëþäìèëà Ìàëþêîâà

(«Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою/Отсюда до Аляски!»

) Но, уничтожив Бога,

и поставив на место его Человека, поэт не мог не почувствовать абстрактности такой

замены. Поэму

«Война и мир»

он завершает уверением:

«И он, /свободный,/ору о ком

я,/человек —/придёт он,/верьте мне,/ верьте!»

Поэт даже уточняет этот человеческий

феномен:

«настоящие люди,/бога самого милосердней и лучше».

Провозглашает ему

Осанну: «

Славься, человек! Во веки веков живи и славься!»

Но такой абсолютный

универсализм не подтверждался всей действительностью. Подобные поэтические

формулы становились лишь результатом романтического прогнозирования поэта.

Что же касается самого поэтического «Я», то поставленное в центре мира болевой

точкой, оно разрывалось резкой противоречивостью, эксцентричностью и рассог-

ласованностью с действительностью. При всей многозначности перевоплощения

(«Я — площадной/сутенёр и карточный шулер!», «Я

тринадцатый апостол»,

«Я

равный кандидат, и на царя Вселенной, и на кандалы»),

в нём преобладали

интонации безысходности и отчаяния

(«Ору — а доказать ничего не уме

ю»). Веро-

ятно, поэтому поэма «Человек» (1916-17) завершается весьма мрачным предсказа-

нием:

«Погибнет всё. /Сойдёт на нет./…И только боль моя/острей —/стою/огнём

обвит/на несгорающем костре/немыслимой любви».

Колоссальная энергетика В.

Маяковского, казалось, способная преодолеть любые препятствия

(«Убьёте, похоро-

ните, — выроюсь!»),

наталкивалась на неподдающиеся коренной переделке «адища»

человеческого бытия.

Его прогнозирование о времени революции в поэме «Облако в штанах»

(«В

терновом венце революций/грядёт шестнадцатый год»)

, возникшее гораздо позже

на месте первоначального «года тринадцатого», открывало возможность советской

критике представлять В. Маяковского как поэта-пророка, вооружённого стоицизмом

и уверенностью в скорую гибель российского самодержавия. Однако трагическая

обнаженность его души свидетельствует об ином. Поэма

«Флейта-позвоночник

»

(1915) открывается безысходным откровением:

«Всё

чаще думаю —/не поставить

ли лучше/точку пули в своём конце».

«Точку пули» он всё-таки поставит — через пятнадцать лет, когда убедится, что

и вымечтанная им революция, перевернувшая мир, по существу ничего не изменила

ни в сущности человека, ни в судьбе человечества, а его собственное «колесо фор-

туны» подвела к тупику…

Но вот революционный Октябрь свершился, и В. Маяковский—среди тех худож-

ников, которые приняли его безоговорочно. Поэт одержим новым временем. — Всё

разнообразие жанров оживает в нём: поэма

«150 миллионов»,

пьеса

«Мистерия-

Буфф», «Революция. Поэтохроника»;

гимны, марши, оды, приказы, огромное коли-

чество сатирических и лирических стихотворений. Поэт работает в Окнах РОСТА…

И всё — о революции с ориентацией на светлое грядущее. Конечно, он видит и её

негативные стороны, но по-иному — иначе, чем многие его современники (М. Во-

лошин, С. Есенин, А. Блок, Вл. Ходасевич). Иначе, чем А. Ахматова, которая писала:

«Всё распродано, предано, продано./Чёрной смерти мелькало крыло». Это «всё»

для В. Маяковского было неприемлемо: негативное в революции он рассматривал,

как своего рода неизбежную жестокость или «издержки» старого мира, которые

очень скоро изживут себя. В

«Оде революции»,

обращаясь к этому историческому

событию как многоликому чуду:

«О звериная! О детская! О копеечная! О великая!»,

он отмечает и его двуликость: гуманистический характер

(«Ты шлёшь моряков/на

тонущий крейсер/туда,/где забытый/мяукал котёнок»)

и зловещую неуправляемость

(«Прикладами гонишь седых адмиралов/вниз головой/с моста в Гельсингфорсе»).

Но

завершается ода дифирамбическим откровением, противостоящим

«изъявленным