31
ÄÎÍ_íîâûé 13/1
Но богоотступничество было преодолено во время Великой Отечественной войны.
Я помню, как калужские церкви были полны народу, более полны, нежели сегодня,
а с осени 1943 года началось после возрождения патриашества и приёма Сталиным
высших иерархов церкви то, что называется «симфонией церкви и государства». Да
и богоотступничество народа возникло не в 1917 году, а гораздо раньше, о чём писал
митрополит Вениамин Федченков, который увидел упадок веры в 1912 году, когда
страна праздновала 300-летие Дома Романовых.
И что толку сегодня клясть «богоотступничество» советской эпохи, лягать мёрт-
вого льва. Дело это пустое и неблагодарное, и несправедливое.
Богоотступнические соблазны сегодняшнего времени куда более глубоки и страш-
ны, нежели советские соблазны.
Тогда разворачивалась борьба двух религиозных систем—христианской новоза-
ветной и новоязыческой, той, что была выражена в словах Горького: «Человек — это
звучит гордо!» В яростной схватке сошлись две религиозные аскезы. Но в нынешней
религии «прав человека» тёмной, порочной и растленной гордыни куда больше. Да
и для Христа главным врагом была не «советская» гордыня Рима, а тёмная власть
золотого тельца, власть не римского булата над чадами человеческими, но иудейская
материалистическая власть тридцати серебренников.
Советская гордыня богоотступничества была гордынею труда, подвигов, само-
пожертвования:
По полюсу гордо шагает,
меняет течение рек,
высокие горы сдвигает
советский простой человек.
Царство Христа было не от мира сего, но, понимая это, сын галилейского плотника
поставил пределы неотмирности: «Кесарю кесарево»... А Сталин был кесарем.
Нынешняя гордыня своеволия, греха и растления куда страшнее, нежели гордыня
эпохи кесарей. Её победить почти невозможно. Куда легче молитвами и театральны-
ми проклятиями разгонять призраки коммунистического прошлого. Но свято место
пусто не бывает: изгонишь из него власть кесаря — и тотчас же в алтарь ворвётся
власть золотого тельца и культ всех смертных грехов.
Лучше меня об этой трагедии написал в стихах мой старший друг из Новосибир-
ска, поэт и мыслитель Юрий Ключников:
Вы родине нашей вменили в вину
публично с амвона – ни мало, ни много, –
что страшную мы заслужили войну
за власть коммунистов, отвергнувших Бога.
Ну что ж, и церковный, быть может, погром
в 17-м тоже был горьким лекарством
за не сохранённый синодом Покров
святой Богородицы над государством.
Но я-то в стихах не виню никого
за нынешние, за былые невзгоды,
нам вместе бы с Вами вернуть торжество
священной войны Сорок пятого года.