Previous Page  31 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 31 / 162 Next Page
Page Background

31

ÄÎÍ_íîâûé 13/1

Но богоотступничество было преодолено во время Великой Отечественной войны.

Я помню, как калужские церкви были полны народу, более полны, нежели сегодня,

а с осени 1943 года началось после возрождения патриашества и приёма Сталиным

высших иерархов церкви то, что называется «симфонией церкви и государства». Да

и богоотступничество народа возникло не в 1917 году, а гораздо раньше, о чём писал

митрополит Вениамин Федченков, который увидел упадок веры в 1912 году, когда

страна праздновала 300-летие Дома Романовых.

И что толку сегодня клясть «богоотступничество» советской эпохи, лягать мёрт-

вого льва. Дело это пустое и неблагодарное, и несправедливое.

Богоотступнические соблазны сегодняшнего времени куда более глубоки и страш-

ны, нежели советские соблазны.

Тогда разворачивалась борьба двух религиозных систем—христианской новоза-

ветной и новоязыческой, той, что была выражена в словах Горького: «Человек — это

звучит гордо!» В яростной схватке сошлись две религиозные аскезы. Но в нынешней

религии «прав человека» тёмной, порочной и растленной гордыни куда больше. Да

и для Христа главным врагом была не «советская» гордыня Рима, а тёмная власть

золотого тельца, власть не римского булата над чадами человеческими, но иудейская

материалистическая власть тридцати серебренников.

Советская гордыня богоотступничества была гордынею труда, подвигов, само-

пожертвования:

По полюсу гордо шагает,

меняет течение рек,

высокие горы сдвигает

советский простой человек.

Царство Христа было не от мира сего, но, понимая это, сын галилейского плотника

поставил пределы неотмирности: «Кесарю кесарево»... А Сталин был кесарем.

Нынешняя гордыня своеволия, греха и растления куда страшнее, нежели гордыня

эпохи кесарей. Её победить почти невозможно. Куда легче молитвами и театральны-

ми проклятиями разгонять призраки коммунистического прошлого. Но свято место

пусто не бывает: изгонишь из него власть кесаря — и тотчас же в алтарь ворвётся

власть золотого тельца и культ всех смертных грехов.

Лучше меня об этой трагедии написал в стихах мой старший друг из Новосибир-

ска, поэт и мыслитель Юрий Ключников:

Вы родине нашей вменили в вину

публично с амвона – ни мало, ни много, –

что страшную мы заслужили войну

за власть коммунистов, отвергнувших Бога.

Ну что ж, и церковный, быть может, погром

в 17-м тоже был горьким лекарством

за не сохранённый синодом Покров

святой Богородицы над государством.

Но я-то в стихах не виню никого

за нынешние, за былые невзгоды,

нам вместе бы с Вами вернуть торжество

священной войны Сорок пятого года.