Previous Page  9 / 184 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 184 Next Page
Page Background

9

ДОН_новый 15/1-2

Чацкого стала знаковой, литературно-театральным мифом. Возникает са-

краментальный вопрос: насколько прав или нет герой, а в чём его, человека

просвещённого, который «остёр, умён, красноречив», закономерность

неразрешённой драмы? К сожалению, перенесение сегодня классики на

сцену нередко весьма далеко от истинного её воплощения. Не повезло и

«Горе от ума» в театре «Современник» (реж. Туминас), поставленному

в 2014 году. Излишняя ориентация на современность обернулась для

спектакля интерпретацией весьма далёкой от эстетических ценностей,

заложенных в произведении. Здесь было много сражающего «на повал»

эпатажа: летающие самолеты, Майкл Джексон, четырежды исполняющая

«сальто» Софья, бегающая в ночной сорочке с

растрёпанными волосами, вместо бала — подо-

бие перемещающегося шапито, перенесённое

действие из гостиных к месту под каменной

башней с ворохом дров и резиновыми голубями,

которых послушный Петрушка в лосинах ретиво

сметает шваброй, и много другого. Подобные

новшества зритель не принял: уход из зала на-

чался уже после первого действия.

Конечно, вопрос, где заповедная граница,

за которую режиссёр, обратившийся к класси-

ческим шедеврам, не должен переходить, дис-

куссионный. И в рамках юбилейной статьи его

не разрешить. Но бесспорно другое: великое

творение А. Грибоедова, как и его феноменальная

судьба, не забыты, и по-прежнему, как уже не

одно столетие, волнуют российскую обществен-

ность, востребованы ею.

Людмила Никола-

евна Малюкова, член

Союз а писателей

России, критик, ли-

тературовед, доктор

филологических наук.