9
ДОН_новый 15/1-2
Чацкого стала знаковой, литературно-театральным мифом. Возникает са-
краментальный вопрос: насколько прав или нет герой, а в чём его, человека
просвещённого, который «остёр, умён, красноречив», закономерность
неразрешённой драмы? К сожалению, перенесение сегодня классики на
сцену нередко весьма далеко от истинного её воплощения. Не повезло и
«Горе от ума» в театре «Современник» (реж. Туминас), поставленному
в 2014 году. Излишняя ориентация на современность обернулась для
спектакля интерпретацией весьма далёкой от эстетических ценностей,
заложенных в произведении. Здесь было много сражающего «на повал»
эпатажа: летающие самолеты, Майкл Джексон, четырежды исполняющая
«сальто» Софья, бегающая в ночной сорочке с
растрёпанными волосами, вместо бала — подо-
бие перемещающегося шапито, перенесённое
действие из гостиных к месту под каменной
башней с ворохом дров и резиновыми голубями,
которых послушный Петрушка в лосинах ретиво
сметает шваброй, и много другого. Подобные
новшества зритель не принял: уход из зала на-
чался уже после первого действия.
Конечно, вопрос, где заповедная граница,
за которую режиссёр, обратившийся к класси-
ческим шедеврам, не должен переходить, дис-
куссионный. И в рамках юбилейной статьи его
не разрешить. Но бесспорно другое: великое
творение А. Грибоедова, как и его феноменальная
судьба, не забыты, и по-прежнему, как уже не
одно столетие, волнуют российскую обществен-
ность, востребованы ею.
Людмила Никола-
евна Малюкова, член
Союз а писателей
России, критик, ли-
тературовед, доктор
филологических наук.