Previous Page  8 / 184 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 184 Next Page
Page Background

8

Людмила Малюкова «Мильон терзани й или бессметрный А. Грибоедов»

невольно ощущаем ту же «разноголосицу» восприятия и в наши дни.

Высоко отозвался о пьесе А.С.Пушкин, увидев в авторе «истинного гения

комедии», а о Чацком, не отрицая его ума, заметил: «Первый признак

ума человека с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать

бисера перед Репетиловыми». Ещё большую похвалу пьеса вызвала у

И. Гончарова. В статье «Милльон терзаний» он утверждал, что Чацкий

— «фигура универсально-типологическая, намного опережающая своё

время и подготовившая приход нового». Что же касается его отношения

к Софье, то «Ум оказывается не в ладу с сердцем, и это обстоятельство

приводит к драматическому столкновению». Но иные оценки вызвал

Чацкий, да и пьеса в целом, у другого ряда критиков — Писарева, По-

лякова. П.Вяземский из этой плеяды утверждал: «Один умный человек

— Чацкий, и тот бешеный».

Актуальной делают эту бессмертную комедию и представление в ней

«двух умов»: разное понимание и утверждение человеческого мышления

и поступка. Не относятся ли меркантильность и бездуховность Фамусова

и его окружения к «уму», который и сегодня зиждется на умении приспо-

сабливаться к существующим условиям и извлекать из них максимальную

выгоду? И столь удобна нам, настолько приемлема, логика умного Чац-

кого, свободно и непредвзято оценивать условия с точки зрения здравого

смысла и изменять их, если они не отвечают этому здравому смыслу?

Многие изречения героев «Горе от ума» разлетелись крылатыми фразами

по бескрайним просторам России, и произнося их, мы зачастую даже не

знаем их происхождения. Они стали поистине народными. Вот только

некоторые из них: «Счастливые часов не наблюдают», «Где чудеса, там

мало складу», «Подписано, так с плеч долой», «Блажен, кто верует», «Ведь

нынче любят бессловесных», «Ум с сердцем не в ладу», «Служить бы

рад, прислуживаться тошно», «Ну как не порадеть родному человечку»,

«У нас уж исстари ведётся, что по отцу и сыну честь», «А судьи кто?»,

«Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за об-

разцы?», «Времён Очаковых и покоренья Крыма», «Кому назначено-с: не

миновать судьбы», «Шёл в комнату, попал в другую», «Губители карманов

и сердец», «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом»,

«Чуть свет — уж на ногах»…

А. Грибоедов создал галерею русских образов на целые столетия.

Первая реалистическая комедия «Горе от ума» (впрочем, не исключаю-

щая и некоторых элементов классицизма и романтизма) стала шедевром

в панораме российской драматургии. Она не сходит со сцены и в наше

тектоническое время. Только за последние три десятилетия пьеса обошла

десятки самых престижных театров. Её ставили: Р. Виктюк, как мюзикл,

в Минском музыкальном театре, на Таганке — Ю. Любимов («Горе от

ума — горе уму»), в Большом Драматическом театре им. Горького Г. Тов-

стоногов, ставили во МХАТе и Малом театре, в Русском драматическом

театре им. Грибоедова в Грузии — Леван Мирцхулава. В ХХ веке фигура