8
Людмила Малюкова «Мильон терзани й или бессметрный А. Грибоедов»
невольно ощущаем ту же «разноголосицу» восприятия и в наши дни.
Высоко отозвался о пьесе А.С.Пушкин, увидев в авторе «истинного гения
комедии», а о Чацком, не отрицая его ума, заметил: «Первый признак
ума человека с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать
бисера перед Репетиловыми». Ещё большую похвалу пьеса вызвала у
И. Гончарова. В статье «Милльон терзаний» он утверждал, что Чацкий
— «фигура универсально-типологическая, намного опережающая своё
время и подготовившая приход нового». Что же касается его отношения
к Софье, то «Ум оказывается не в ладу с сердцем, и это обстоятельство
приводит к драматическому столкновению». Но иные оценки вызвал
Чацкий, да и пьеса в целом, у другого ряда критиков — Писарева, По-
лякова. П.Вяземский из этой плеяды утверждал: «Один умный человек
— Чацкий, и тот бешеный».
Актуальной делают эту бессмертную комедию и представление в ней
«двух умов»: разное понимание и утверждение человеческого мышления
и поступка. Не относятся ли меркантильность и бездуховность Фамусова
и его окружения к «уму», который и сегодня зиждется на умении приспо-
сабливаться к существующим условиям и извлекать из них максимальную
выгоду? И столь удобна нам, настолько приемлема, логика умного Чац-
кого, свободно и непредвзято оценивать условия с точки зрения здравого
смысла и изменять их, если они не отвечают этому здравому смыслу?
Многие изречения героев «Горе от ума» разлетелись крылатыми фразами
по бескрайним просторам России, и произнося их, мы зачастую даже не
знаем их происхождения. Они стали поистине народными. Вот только
некоторые из них: «Счастливые часов не наблюдают», «Где чудеса, там
мало складу», «Подписано, так с плеч долой», «Блажен, кто верует», «Ведь
нынче любят бессловесных», «Ум с сердцем не в ладу», «Служить бы
рад, прислуживаться тошно», «Ну как не порадеть родному человечку»,
«У нас уж исстари ведётся, что по отцу и сыну честь», «А судьи кто?»,
«Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за об-
разцы?», «Времён Очаковых и покоренья Крыма», «Кому назначено-с: не
миновать судьбы», «Шёл в комнату, попал в другую», «Губители карманов
и сердец», «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом»,
«Чуть свет — уж на ногах»…
А. Грибоедов создал галерею русских образов на целые столетия.
Первая реалистическая комедия «Горе от ума» (впрочем, не исключаю-
щая и некоторых элементов классицизма и романтизма) стала шедевром
в панораме российской драматургии. Она не сходит со сцены и в наше
тектоническое время. Только за последние три десятилетия пьеса обошла
десятки самых престижных театров. Её ставили: Р. Виктюк, как мюзикл,
в Минском музыкальном театре, на Таганке — Ю. Любимов («Горе от
ума — горе уму»), в Большом Драматическом театре им. Горького Г. Тов-
стоногов, ставили во МХАТе и Малом театре, в Русском драматическом
театре им. Грибоедова в Грузии — Леван Мирцхулава. В ХХ веке фигура