24
Антонина Попова «Вера Панова — мастер психологической прозы»
художественного вымысла и реальных фактов собственной жизни. «Как и
Севастьянов, » — отмечает Панова в автобиографии, — « я полюбила газету
навеки, роднее всех запахов стал мне запах типографской краски, самым
важным зданием на земном шаре стал дом, в котором помещалась редакция.
Как и Севастьянов, я ничего не умела на первых порах. И тоже всему училась
на практике: была помощницей районного организатора рабкоров, репортё-
ром, очеркистом, выпускающим. Нужен был фельетон — научилась писать
фельетоны. Требовался газете рассказ — и рассказ писала...». В двадцатые-
тридцатые годы прошлого века Вера Фёдоровна работала в ростовской газете
«Ленинские внучата», в журналах «Костёр» и «Горн». Именно в этот период
В.Панова начинает пробу пера в беллетристике.
В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью
она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области.
Отсюда выезжала в Ленинград и Москву искать удачу, однако литературное
счастье долго не давалось ей в руки, хотя перед войной две её пьесы «Илья
Косогор» и «В старойМоскве» были отмечены премиями на республиканском
и всесоюзном конкурсах драматургов.
ВМоскве Панова сблизилась с Александрой Яковлевной Бруштейн, авто-
ром популярных в своё время пьес для детей и юношества. Она встретила на
редкость отзывчивого, умудрённого жизнью человека и опытного, разносто-
роннего литератора. Много лет спустя в письме к А.Я. Бруштейн по поводу
её новой книги Панова с благодарностью признаёт: «Читала и вспоминала,
как я к Вам пришла первый раз, и второй, и третий, как Вы меня обласкали,
и как мне было тепло от Вашей ласки. И как Вы меня поставили на ноги, и
пошла я по тернистому пути литератора. Спасибо Вам ещё и ещё».
Великая Отечественная война застала Веру Фёдоровну с дочерью в го-
роде Пушкине, под Ленинградом. С ребёнком Панова добралась с огромны-
ми трудностями до украинского села Шишаки, где оставались двое детей.
Впоследствии впечатления от этого пути отразились в пьесе под названием
«Метелица», а также в последней автобиографической повести Пановой «О
моей жизни, книгах и читателях». На оккупированной территории Вера на
собственном опыте познала глубину бедствий народа. Из этого испытания
она вышла закалённой нравственно, полной новых идей.
В конце 1943 года ей удалось перебраться в Пермь. Здесь, в редакции
одной из газет, она получила задание отправиться в качестве корреспон-
дента на санитарном поезде, с тем, чтобы написать по результатам поездки
брошюру об опыте работы персонала. Так в 1946 году была создана повесть
«Спутники», одно из лучших произведений писательницы, ставшее классикой
литературы советского периода, по которой и был снят к 30-летию Победы
художественный фильм «На всю оставшуюся жизнь», памятный нам также
по великолепной одноимённой песне. По выходу именно этого произведения
Панову приняли в Союз писателей СССР. Повесть стала громкой сенсацией
в мире литературы. Она имела огромный успех у читателей.
В последующие годы из-под пера автора выходят романы и повести:
«Ясный берег», «Сентиментальный роман», «Времена года» (соответствен-
но — 1949, 1958 и 1953 год). Повестью «Серёжа», написанной в 1955 году,