Previous Page  24 / 184 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 24 / 184 Next Page
Page Background

24

Антонина Попова «Вера Панова — мастер психологической прозы»

художественного вымысла и реальных фактов собственной жизни. «Как и

Севастьянов, » — отмечает Панова в автобиографии, — « я полюбила газету

навеки, роднее всех запахов стал мне запах типографской краски, самым

важным зданием на земном шаре стал дом, в котором помещалась редакция.

Как и Севастьянов, я ничего не умела на первых порах. И тоже всему училась

на практике: была помощницей районного организатора рабкоров, репортё-

ром, очеркистом, выпускающим. Нужен был фельетон — научилась писать

фельетоны. Требовался газете рассказ — и рассказ писала...». В двадцатые-

тридцатые годы прошлого века Вера Фёдоровна работала в ростовской газете

«Ленинские внучата», в журналах «Костёр» и «Горн». Именно в этот период

В.Панова начинает пробу пера в беллетристике.

В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью

она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области.

Отсюда выезжала в Ленинград и Москву искать удачу, однако литературное

счастье долго не давалось ей в руки, хотя перед войной две её пьесы «Илья

Косогор» и «В старойМоскве» были отмечены премиями на республиканском

и всесоюзном конкурсах драматургов.

ВМоскве Панова сблизилась с Александрой Яковлевной Бруштейн, авто-

ром популярных в своё время пьес для детей и юношества. Она встретила на

редкость отзывчивого, умудрённого жизнью человека и опытного, разносто-

роннего литератора. Много лет спустя в письме к А.Я. Бруштейн по поводу

её новой книги Панова с благодарностью признаёт: «Читала и вспоминала,

как я к Вам пришла первый раз, и второй, и третий, как Вы меня обласкали,

и как мне было тепло от Вашей ласки. И как Вы меня поставили на ноги, и

пошла я по тернистому пути литератора. Спасибо Вам ещё и ещё».

Великая Отечественная война застала Веру Фёдоровну с дочерью в го-

роде Пушкине, под Ленинградом. С ребёнком Панова добралась с огромны-

ми трудностями до украинского села Шишаки, где оставались двое детей.

Впоследствии впечатления от этого пути отразились в пьесе под названием

«Метелица», а также в последней автобиографической повести Пановой «О

моей жизни, книгах и читателях». На оккупированной территории Вера на

собственном опыте познала глубину бедствий народа. Из этого испытания

она вышла закалённой нравственно, полной новых идей.

В конце 1943 года ей удалось перебраться в Пермь. Здесь, в редакции

одной из газет, она получила задание отправиться в качестве корреспон-

дента на санитарном поезде, с тем, чтобы написать по результатам поездки

брошюру об опыте работы персонала. Так в 1946 году была создана повесть

«Спутники», одно из лучших произведений писательницы, ставшее классикой

литературы советского периода, по которой и был снят к 30-летию Победы

художественный фильм «На всю оставшуюся жизнь», памятный нам также

по великолепной одноимённой песне. По выходу именно этого произведения

Панову приняли в Союз писателей СССР. Повесть стала громкой сенсацией

в мире литературы. Она имела огромный успех у читателей.

В последующие годы из-под пера автора выходят романы и повести:

«Ясный берег», «Сентиментальный роман», «Времена года» (соответствен-

но — 1949, 1958 и 1953 год). Повестью «Серёжа», написанной в 1955 году,