11
ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4
И при этом каждый образ неожидан, метафоричность ненавязчива, есте-
ственность стиха настолько обворожительна, что так и чувствуется некая
плоть духа. Во всяком случае, духовная плотность слова медово-осязаема,
как воздух, гуляющий по жеребячьим гривам, ржаным колосьям, луговым
ковылям и речным кувшинкам.
Ключи его своеобразной лирики кроются здесь —в провинции, в ней, ма-
тушке. Не в рязанской ли, с которой кровно связан? Не о ней ли прежде всего
печалится, печётся и радеет поэт, оборачивая взгляды свои на всю Россию
неоглядную? И распрямляет поэтическую стать, и не теряет удали, пытаясь
увлечь всех за собой:
Люди добрые, горожане, не у каждого из вас есть Родина
С розовым клевером сладким – до боли на краешке языка.
Пойдёмте со мной. Не всё ещё продано
С молотка…
Свежим неожиданным полемическим запалом поэт не выстреливает прямо
в лоб. Не впускает он в свой стих оголённые провода разъяренной публици-
стики (провода у него должны петь!). Он и в пылу священнодействует над
славянской вязью своих строк с их природно-ключевым началом:
В зелёных, смиренных, поющих и чистых пролесках
Остался йодистый запах: грибной, зверобойный и дикий,
С тягучей хвоинкой и нежным омшеловым блеском,
С упругим орешником, вереском и земляникой.
Интересно, у кого ещё из поэтов его поколения так конкретно, так точно и так
духовно выражен неповторимый вкус Родины — сладкий и горький, чистый и
звонкий, настоянный на травах и медах, лакомый, переносимый губами трав?
Там в каждом июне в дыму родников полнолунных
Сгорают медовые, острые осы созвездий.
И терпкие губы травы ненасытно и юно
Росу собирают — полночные слёзы невесты.
Читая такие строки, можно ли не любить свою Родину? Не «эту страну»,
как её называют те, кто грабит и гробит, ругает и рушит, хоть и родился
здесь, — нет же, Родину с «полночными слезами невесты», какой увидел её
поэт Евгений Юшин. И после таких строк уже нельзя не верить поэту. Оду-
хотворенная лирикой поэта российская провинция и есть столица его. Вот
что подумалось мне о сердцевинном золотом сечении поэзии Е. Юшина. Не
с того ли так непринужденно и по-своему горделиво пишет он о ней, о глу-
бинно-корневой столице духа своего:
Забытая властью и тленом
Она не утратила слух.