Previous Page  182 / 184 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 182 / 184 Next Page
Page Background

182

Николай Скрёбов «Кланяюсь вам...»

Учиться в школе я начал в 1940 году. Это была 16-я начальная школа — одно

из уже тогда старых зданий с просторным двором, углублённым в шахтинский

парк культуры и отдыха. На уроках слышались волейбольные хлопки и репетиции

духового оркестра. Всего труднее мне давалось письмо. Первая моя учительница

Анастасия Петровна Михеева терпеливо прививала мне чередование нажима и во-

лосных линий, но смогла только перетянуть меня с «посредственно» на «хорошо».

Оценку «отлично» я получил уже в четвёртом классе благодаря стараниям молодой,

но строгой учительницы Тамары Владимировны Дьячковой. И хотя эта моя победа

совпала с победоносным завершением войны, во мне навсегда осталось ощущение,

что при моих средних способностях выйти в отличники очень трудно.

О войне и связанных с ней переживаниях я писал всю жизнь и ещё напишу, если

мне это удастся. Здесь же ограничусь только фактами. Отца призвали в армию в

августе 41-го, служил он во ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) под

Армавиром и Воронежем, потом был комиссован по зрению, направлен на военный

завод в Мытищи, а оттуда – на восстановление шахт Донбасса. Мы без него пережили

оккупацию с июля 42-го до февраля 43-го. Матери пришлось пойти наArbeitbuherden

(биржа труда) и работать уборщицей – этим он спасала от «вербовки» в Германию

своего старшего сына и одного из его сверстников. В сентябре 43-го я пошёл в третий

класс 13-й школы-семилетки, а вскоре домой вернулся отец. Всё остальное было у

меня как у всего поколения «детей войны».

В дальнейшем очень везло мне с учителями-словесниками. В семилетке Екате-

рина Тимофеевна Линникова была для меня таким вдохновляющим примером, что

самому хотелось посвятить себя учительской профессии. Отрезвил меня мой на-

читанный приятель цитатой из Горького (привожу не дословно, по памяти): лучше,

преодолев в себе

раннее и не всегда чистое желание стать учителем, молча умереть, чем приумно-

жать ошибки других. К тому времени я уже писал стихи, напечатал первую заметку в

городской газете «Красный шахтёр», сыграл две роли в драмкружке дома пионеров,

и моим полудетским мечтам было во что трансформироваться… Словом, пошёл я

не в педучилище, а в восьмой класс 10-й средней школы. И здесь неоценимую роль

в моём литературном становлении сыграли Татьяна Яковлевна Попова и несколько

позднее Ирина Ивановна Разумова.

Окончательно сделать выбор в пользу журналистики мне помог очеркист Алек-

сандр Афанасьевич Мазин, руководивший литгруппой при редакции «Красного шах-

тёра». В эту группу меня приняли в 49-м году. Первое, что я там почувствовал, - это .

несовершенство всего, что к тому времени написал. Мазин помог мне сладить с этим

смущением и умело направил мои творческие усилия в сторону газетной работы.

Летом 50-го года меня пригласили на областной семинар литераторов-школьников,

и руководившая этим семинаром Элеонора Григорьевна Лейбовская, а потом по её

просьбе поэт Вениамин Константинович Жак сделали очень многое для того, чтобы

меня поддержать и в то же время надолго засадить за «работу над ошибками».

Что такое «надолго» в юные годы? Оказалось — на всю жизнь

Сначала, чтобы поступить в ближайшее тогда к моему родному городу отделение

журналистики в Харькове, надо было окончить с медалью, желательно золотой,

чтобы уж наверняка. Получилось. Но чтобы слушать и записывать лекции, нужно

было освоить украинский язык. С немалым трудом удалось и это. Однако в 53-м

году, когда всё отделение журналистики перевели из Харькова в новообразованный

факультет Киевского университета, моя «мова» нуждалась, мягко говоря, в углу-

блённом совершенствовании…

Дипломную работу «Константин Симонов — военный корреспондент «Красной