80
Äîíñêèå êàçàêè Êðàñíîâû
является
Андрей Николаевич Краснов
(1862-1914) —учёный-естествоиспытатель,
один из основоположников экологического направления в естествознании и геогра-
фии. Первоначальное образование будущий учёный получил дома, а затем — в 1-й
Петербургской гимназии. Ближайшим другом Краснова-гимназиста стал Владимир
Вернадский, впоследствии великий русский и советский учёный, академик и осново-
положник геохимии, биогеохимии и радиогеологии. Юный Андрей сам выращивал
цветы, составлял гербарии, собирал коллекции насекомых и записывал наблюдения
в тетрадь. Коллекция насекомых, собранная Андреем Николаевичем ещё в детстве,
оказалась столь значительной, что много лет спустя он смог передать её в один из
биологических кабинетов Харьковского университета.
55
Но, кроме того, А.Н. Краснов много читал, писал даже стихи. Биографы Крас-
нова отмечали и его способности в изучении иностранных языков. «Классическими
языками он владел блестяще, читал в подлинниках греческих и римских классиков:
Геродота, Тацита, Цезаря, Ливия, Вергилия, Овидия и многих других. Во время
экскурсий по Карелии Андрей часто вступал в разговоры и настолько изучил язык,
что перевел в стихах с финского на русский язык «Калевалу». Он мог свободно раз-
говаривать на немецком, французском и английском языках».
56
По инициативе Краснова гимназисты стали выпускать рукописные иллюстриро-
ванные журналы, где Андрей Николаевич был редактором и автором сначала неболь-
ших очерков о насекомых, потом литературно-критических и исторических статей.
Вместе с Вернадским Краснов всерьёз изучал историю борьбы римлян с галлами,
начал брать уроки музыки. Потом вошёл в гимназический кружок, который сначала
занимался шахматами, а затем стал критически разбирать литературные произве-
дения. Андрей Николаевич очень увлекался тогда Некрасовым и, подражая ему,
продолжил в том же духе поэму «Кому на Руси жить хорошо». По рукам товарищей
ходили поэмы Краснова «Два казака» и «Элли и Маати». Первая из них была по-
священа осаде Очакова, а вторая давала художественное описание водопада Иматра.
В старших классах гимназист очень увлёкся ещё и языкознанием, особенно трудами
Макса Мюллера.
Окончив гимназию в 1880 году с золотой медалью, А.Н. Краснов поступил в
Петербургский университет, на естественное отделение физико-математического
факультета. Краснов создал в университете «кружок маленьких ботаников», в
котором бывали не только студенты-энтузиасты, но и известные в то время бота-
ники, среди них А.Н. Бекетов,
57
М.С. Воронин. Андрей Николаевич стал активным
участником «Студенческого научно-литературного общества», сблизился с «При-
ютинским братством», разрабатывавшим идею усовершенствования личности, и
вместе с Вернадским посещал кружок Калмыковой, из которого потом возникло
известное книгоиздательство народнического направления «Посредник». Среди
тогдашних друзей Краснова были Н.И. Кузнецов (впоследствии известный бота-
ник, член-корреспондент Академии наук СССР), Г.И. Танфильев (впоследствии
основатель отечественного болотоведения), С.Ф. Ольденбург (впоследствии один
из создателей русской школы индологии, академик), князь Д.И. Шаховской (в буду-
щем известный земский деятель и публицист, один из лидеров кадетов и министр
Временного правительства) и другие.
58
Летом 1882 года, ещё будучи студентом 2 курса, А.Н. Краснов участвовал в экс-
педиции с целью естественно-исторического изучения Алтайского горного округа,
обследовал Бийский округ, Катунские белки и Бухтарминскую долину, собрал
свыше 750 видов растений. А в 1883-1884 гг. новая экспедиция — геоботанические
исследования Симбирской и Новгородской губерний под личным руководством
В.В. Докучаева, который высоко оценил работу Краснова.
59
Тогда же, в 1884 году,
А.Н. Краснов представил на тему о ботанике труд «О происхождении чернозёма»,
получив золотую медаль.
60