152
Литературный конкурс в честь 110-летия со дня рождения М.А. Шолохова
то в пасхальную ночь даже скотина в хлеву разговаривает. Как же старались
казачки! Дома и хаты тогда были глинобитными или сложенными из раку-
шечника, той же глиной снаружи и внутри обмазанными, а крыши всё больше
камышовые. В камышинках жили дикие пчёлы, и можно было, выломав одну,
угоститься сладким, ароматным диким мёдом, вкус которого изрядно портил
хрустящий на зубах песок. В самых бедных хатах, как у нашей вдовой, много-
детной тётиШуры, полы были земляные. Их называли «земи», а деревянные,
в домах по
богаче, на
зывали не «полы», а «мосты», и их не мыли, а «банили».
Такими же, глиняными, как дома, были летние кухни и сарайчики. Всё это
нужно было выбелить, и в праздник хаты сияли белизной, весело смотрели
на нас чистенькими окнами в распахнутых голубых ставенках. Заборы из не-
крашеных широких реек желтили глиной, а их треугольные верхушки белили,
двор посыпали песком. Песок был двух цветов, самые трудолюбивые хозяйки
не ленились посыпать так: пятно белое — пятно жёлтое, и двор становился
похож на пасхальное яйцо. Теперь представьте себе эту картину и довершите
её пышно цветущими садами: ведь Пасха бывает весной. Кажется, ничего
красивее я не видела никогда!
Мы проезжали мимо детей, непривычно одетых во всё новое и сжимающих
в кулачках крашенки, мимо бабушек, идущих из церкви с просветлёнными
лицами и несущих в узелках свячёные куличи. Люди при встрече христосо-
вались, улыбались, шутили. Праздник!
Грушевскя церковь святой великомученицы Варвары заслуживает того,
чтобы о ней рассказать. Построена она в 1781 году, каменная и большая для
деревенской церкви, внутри все стены расписаны. Говорят, что её расписы-
вали итальянцы. Эта действующая церковь никогда не закрывалась. Раньше
там была ещё одна церковь Ивана Богослова, находилась она на другом краю
станицы. И сейчас там стоит —обезглавленная, разорённая, нагая! Я смутно
помню, как с кем-то из родственников ездила к ней на быках, —в неё свозили
мешки с зерном, а теперь лишь голуби в ней живут. Хотя эта церковь не дей-
ствует с послевоенных времён, у Грушевских казаков до сих пор сохранился
обычай справлять престольный праздник в октябре, на день Ивана Богослова.
Весь край станицы, который был когда-то приходом этой церкви, накрывает
столы и ждёт в гости родню с другого края. Точно также в день святой Варва-
ры — 17 декабря — другой край принимает у себя родню из того, уже давно
не существующего прихода. В начале перестройки новоиспечённый союз
казаков взялся было церковь восстановить, собрали немало денег, но потом
деньги съела инфляция, а те, что остались, говорят, казаки пропили. Если я
ошибаюсь, пусть они меня простят: за что купила, за то продаю.
Я и сейчас часто бываю в Грушевке. Она никуда не делась и всё так же
уютно стоит под своей горой. Там по-прежнему Пасха — самый большой
праздник в году, и престольные дни справляют, как и прежде. Только кир-
пичные стены современных домов никто уже не белит, крашеные заборы
никто не желтит, да и внутри у многих уже давно евроремонт. Стоит теперь
станица зимой и летом одним цветом, но в пасхальный праздник её также
старательно украшают своим буйным цветением вишни и груши.