12
Åñëè öåë íàòåëüíûé êðåñòèê
Его желание — быть похороненным на Дону, в родной станице, это он ясно
выразил в своём стихотворении в прозе:
«Не с сложенными на груди, а с распростёртыми руками, готовыми обнять
весь мир, похороните вы меня. И не в гробу, не в тесной домовине, не в яме, вы-
рытой среди чужих могил, а где-нибудь в степи поближе к Дону, к моей станице,
к Старому Черкасску, на уцелевшей целине, меня в походной форме положите
родного Атаманского полка. Кушак на мне потуже затяните, чтоб грудь под-
нялась будто бы для вздоха о том, что всё на свете хорошо… И сыпьте землю,
не жалея: земля к земле и к праху прах! Мне положите в головах всё то, что я
писал когда-то, — чем жил во сне и грезил наяву… И крест из камня дикого по-
ставьте, курганчик новый крепко утоптав, чтоб Дон, разлившись полою водою,
его не смыл, а только напоил. И по весне на нём весёлым цветом начнет цвести
лазоревый цветок, приляжет отдохнуть уставший от скитаний, бездомный
чебрецовый ветерок».
23 сентября 1972 года Николай Николаевич Туроверов скончался в парижском
госпитале Ларибуаэвер и был похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев
де Буа в одной могиле со своей женой Юлией Александровной. «Поэтом та-
лантливейшим», «любимым и… последним выразителем духа мятежной ветви
русского народа — казачества» — называли критики Н.Н. Туроверова, поэзия
которого возвращается ныне на Родину: на Дон и в Россию…
Михаил Астапенко, член Союза писателей России, историк
***
Ìîðîç êðåï÷àë. Ñòîÿë òàêîé ìîðîç,
×òî áðîíåïîåçä íàø çàñòûë íàä ÿðîì,
Ãäå æäàë íàñ âðàã, è áåäíûé ïàðîâîç
Ñòîÿë â äûìó è çàäûõàëñÿ ïàðîì.
Íî è â ñåëå, ðàñêèíóòîì â ÿðó,
Íèêòî íå âûõîäèë èç õàò äûìÿùèõ, –
Ìîðîç ïðåñ¸ê æåñòîêóþ èãðó,
Êàê ñàìîäåðæåö íàñòîÿùèé.
Áûë ë¸ä è â ïóëåì¸òíûõ êîæóõàõ;
Íî âîò â äóøå, êàê áóäòî, ïîòåïëåëî:
Ñî÷åëüíèê áûë. È ñíåã ëåæàë â ñòåïÿõ.
È íå áûëî íè êðàñíûõ è íè áåëûõ.
***
Ìû øëè â ñóõîé è ïûëüíîé ìãëå
Ïî ðàñêàë¸ííîé êðûìñêîé ãëèíå.
Áàõ÷èñàðàé, êàê õàí â ñåäëå,
Äðåìàë â ãëóáîêîé êîòëîâèíå,
È â ýòîò äåíü â ×óôóò-êàëå,
Ñîðâàâ áåññìåðòíèêè ñóõèå,
ß âûöàðàïàë íà ñêàëå:
«Äâàäöàòûé ãîä – ïðîùàé Ðîññèÿ!»
1920 ã.